Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шагаровой Т.В.
судей Дмитриевой О.С. и Нестеренко А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0001-02-2019-009359-10 по иску прокурора г. Абакана в интересах Дурновцевой Кристины Юрьевны к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" о признании права на полное государственное обеспечение при получении профессионального образования
по кассационному представлению и.о. прокурора Республики Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Хакасия от 19 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения прокурора Трифоновой М.К, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Абакана, действуя в интересах Дурновцевой К.Ю, обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" о признании за Дурновцевой К.Ю. права на полное государственное обеспечение при получении профессионального образования.
Требования мотивированы тем, что Дурновцева К.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом и.о. ректора ХГУ им. Н.Ф. Катанова от 29.07.2019 N Дурновцева К.Ю. зачислена в число обучающихся по основной образовательной программе 35.03.04 Агрономия по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. На момент издания приказа Дурновцева К.Ю. не достигла возраста 23 лет, в связи с чем на основании части 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежала зачислению на полное государственное обеспечение до завершения обучения. Однако ответчиком в предоставлении на период обучения полного государственного обеспечения ей отказано.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Хакасия от 19 мая 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении и.о. прокурора Республики Хакасия просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию, следовательно, отношения в сфере образования у Дурновцевой К.Ю. и Университета возникли с 29.07.2019. Именно с этой датой необходимо связывать начало общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями, и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование, в том числе предоставление социальных гарантий. Связывание социальных гарантий отдельных категорий граждан с началом образовательного процесса порождает у гражданина неопределенность относительно его правового статуса, поскольку образовательная организация вправе по своему усмотрению начать образовательный процесс в период с 1 сентября по 1 ноября. Указывает, что образовательные отношения у Университета с Дурновцевой К.Ю. возникли с 29.07.2019, она зачислена на место, финансируемое за счет бюджетных ассигнований, в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, следовательно, Дурновцева К.Ю, обладая статусом лица, оставшегося без попечения родителей, имеет право на полное государственное обеспечение с даты возникновения образовательных отношений.
В возражениях на кассационную жалобу третье лицо Министерство науки и высшего образования Российской Федерации просит в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что приказом и.о. ректора ХГУ им. Н.Ф. Катанова от 29.07.2019 N Дурновцева К.Ю. с 01.09.2019 зачислена на очную форму обучения в число студентов первого курса, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, по специальности 35.03.04 Агрономия: технологии возделывания сельскохозяйственных культур, с нормативным сроком обучения 4 года.
Обращаясь с иском в суд, прокурор указывал, что на момент издания приказа о зачислении Дурновцевой К.Ю. в образовательное учреждение она не достигла возраста 23 лет, а потому имеет право на полное государственное обеспечение при получении профессионального образования.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 1, 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статей 2, 34, 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" и пришел к выводу о том, что права обучающихся, в том числе на меры социальной поддержки, возникают с даты, указанной в распорядительном документе о зачислении в образовательное учреждение, в данном случае с 01.09.2019, а поскольку на указанный момент Дурновцева К.Ю. достигла возраста 23 лет, в удовлетворении исковых требований отказал.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанным Законом отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1).
В пункте 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" закреплено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечения одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона "Об образовании" основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
В силу части 4 статьи 53 Федерального закона "Об образовании" права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, судебные инстанции правомерно исходили из того, что права обучающегося, в том числе на полное государственное обеспечение, возникают с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение, в данном случае с 01.09.2019, а не с даты издания указанного распорядительного акта.
Учитывая, что на дату, указанную в приказе о зачислении в ХГУ им. Н.Ф. Катанова (01.09.2019) Дурновцева К.Ю. достигла возраста 23 лет, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для зачисления ее на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
Доводы кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на положения пункта 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 N 301, направлены на неверное толкование норм материального права и не опровергают правильных выводов судебных инстанций по существу спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 января 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республика Хакасия от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи О.С. Дмитриева
А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.