N 88-14399/2020
г. Кемерово 8 сентября 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело N 2-1277/19 (N 11-99/20) УИД 22MS0006-01-2019-005952-24 по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Прокудиной Галины Сергеевны к Краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о взыскании недополученной суммы компенсации
по кассационной жалобе Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 23 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 мая 2020 г, установил:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах Прокудиной Г.С. к Краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" о взыскании недоплаченной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" за период с апреля 2008 г. по июнь 2012 г. в размере 10 640, 31 руб.
В обоснование требований указано, что Прокудина Г.С. является ветераном труда Алтайского края и на основании пунктов 3, 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61- ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" имеет право на предоставление мер социальной поддержки. С апреля 2008 года материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальной услуги "отопление". Льгота по оплате коммунальной услуги "отопление" рассчитывалась не из общей площади жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 23 сентября 2019 г. исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Прокудиной Г.С. к Краевому государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о взыскании недоплаченной суммы компенсации удовлетворены, с Краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" взыскана сумма недополученной компенсации расходов по оплате коммунальной услуги "отопление" в размере 10 498, 29 руб. за счёт средств бюджета Алтайского края.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 мая 2020 г. решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 23 сентября 2019 г. оставлено без изменения.
В поданной Краевым государственным казённым учреждением "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 23 сентября 2019 г. и апелляционного определения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 мая 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении кассационной жалобы таких обстоятельств не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов") на территории Алтайского края установлены меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24 июля 2012 г.), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50% расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее - Закон Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае") определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьёй 2 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путём перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 1997 г. N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 1 сентября 1997 г. по 13 июля 2012 г, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трёх и более человек, проживающей в рабочих посёлках и сельских населённых пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июня 2012 г. N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14 июня 2012 г, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населённом пункте, расположенном на территории городского округа.
Мировым судьёй установлено и следует из материалов дела, что Прокудина Г.С. является ветераном труда, в связи с чем, обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Прокудиной Г.С. принадлежит на праве собственности квартира N по "адрес", общей площадью 72, 1 кв.м.
Мировым судьёй также установлено, что льгота по отоплению предоставлялась Прокудиной Г.С. в период с апреля 2008 г. по июнь 2012 г. из расчёта социальной площади жилого помещения 33 кв.м, при общей площади квартиры 72, 1 кв.м, в связи с чем, согласно представленному ответчиком расчёту, с которым согласился мировой судья и сторона истца, недополученная сумма компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" составила 10 498, 29 рублей.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Отклоняя доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, мировой судья, исходил из того, что частью 3 статьи 7 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Разрешая спор по существу, установив, что ответчик выплачивал Прокудиной Г.С. компенсацию на оплату коммунальной услуги "отопление" в период с апреля 2008 г. по июнь 2012 г. не в полном размере, мировой судья пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу Прокудиной Г.С. суммы недополученной компенсации в размере 10 498, 29 рублей.
При этом мировой судья исходил из того, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривало возможность использования при расчёте денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации, социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы нижестоящих судебных инстанций о применении части 3 статьи 7 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" и неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности, о наличии основания для удовлетворения исковых требований Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит правильными, соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Поскольку мировым судьёй и судом апелляционной инстанции материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 23 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья: С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.