Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-42/2020 по апелляционной жалобе Думы Качканарского городского округа Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 2 июня 2020 года, которым административный иск Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44 "Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа" удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Думы Качканарского городского округа Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа Свердловской области Вепревой О.Д, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Полуденко Н.В, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44, опубликованным в газете "Качканарское время" 28 августа 2013 года, N 7, утверждён Генеральный план Качканарского городского округа.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором, с учётом уточнения административных исковых требований, просил признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44 в части включения в границы населённого пункта п. Именновский лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 90 выдел 10, 19, 20, 25; квартал 96 выдел 3-5, 7; квартал 101 выдел 6, 8; в части включения в границы населённого пункта п.
Валериановск лесных участков, расположенных на землях Государственного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 16 выдел 38-50; квартал 17 выдел 30, 41, 42, 44, 45; в части включения в границы границы населённого пункта г..Качканар лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35, выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; квартал 55 выдел 1-17; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 4-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8, 12, 20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1, 3; квартал 74 выдел 10.
В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьям 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Свердловского областного суда от 2 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено; признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44 "Об утверждении Генерального плана Качканарского городского округа" в части включения в границы населённого пункта п. Именновский лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 90 выдел 10, 19, 20, 25; квартал 96 выдел 3-5, 7; квартал 101 выдел 6, 8; в части включения в границы населённого пункта п.
Валериановск лесных участков, расположенных на землях Государственного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 16 выдел 38-50; квартал 17 выдел 30, 41, 42, 44, 45; в части включения в границы населённого пункта г..Качканар лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Верхотурское лесничество Качканарский участок Качканарское участковое лесничество: квартал 31 выдел 11; квартал 34 выдел 1-17; квартал 35, выдел 1-14, 14-16, 18-32; квартал 36 выдел 1-17; квартал 37 выдел 1-25; квартал 38 выдел 1-37; квартал 44 выдел 1-6; квартал 45 выдел 1-32; квартал 46 выдел 1-30; квартал 47 выдел 1-18; квартал 48 выдел 1-12, 14-17; квартал 53 выдел 9; квартал 54 выдел 1-12; квартал 55 выдел 1-17; квартал 56 выдел 1-20; квартал 57 выдел 1-33; квартал 58 выдел 1-12; квартал 59 выдел 4-22; квартал 66 выдел 1-6; квартал 67 выдел 1-18; квартал 68 выдел 1-33; квартал 69 выдел 1-58; квартал 70 выдел 1-12; квартал 71 выдел 1-9; квартал 72 выдел 1-23; квартал 73 выдел 1-34, 36-38; квартал 74 выдел 1; квартал 33 выдел 2; квартал 76 выдел 1; Верхотурское лесничество Лесной участок Нижнетуринское участковое лесничество квартал 35 выдел 8, 12, 20; квартал 52 выдел 1, 10, 20, 25, 30; квартал 60 выдел 1, 3; квартал 74 выдел 10.
В апелляционной жалобе Дума Качканарского городского округа Свердловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44 принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Генеральный план отображает границы населённых пунктов, расположенных в границах Качканарского городского округа, в том числе границы посёлков Именновский и Валериановск, города Качканар.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Судом установлено, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения границ населённых пунктов Качканарского городского округа и материалов лесоустройства Верхотурского лесничества Свердловской области выявлено частичное наложение границ населенных пунктов - посёлков Именновский и Валериановск, города Качканар на границы находящихся в федеральной собственности лесных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в вышеуказанных кварталах и выделах, входящих в состав земельных участков с кадастровыми номерами: 66:48:0000000:0021 (право собственности зарегистрировано 27 июля 2004 года); 66:48:0000000:3109 (право собственности зарегистрировано 6 мая 2015 года); 66:54:0000000:29 (право собственности зарегистрировано 21 июня 2008 года).
Вместе с тем если проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период принятия генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69.
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 11 февраля 2013 года администрацией муниципального образования Качканарского городского округа Свердловской области направлено уведомление об обеспечении доступа к проекту Генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в Минрегион России.
Рослесхоз, рассмотрев проект генерального плана, не согласовал его, указав в письме от 25 апреля 2013 года на отсутствие сведений о том, за счёт земель каких категорий происходит увеличение границ земель населённых пунктов г. Качканар и п. Именновский, а также на необходимость представления перечня участков земель лесного фонда, в случае, если предусматривается включение в границы населённых пунктов земель лесного фонда.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Думы Качканарского городского округа Свердловской области от 23 мая 2013 года N 44 не действующим в оспариваемой части.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы о том, что нет подтверждения включению в границы населённых пунктов спорных лесных участков, опровергаются материалами дела, аналогичны позиции административного ответчика и заинтересованных лиц в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
При этом суд правильно применил положения части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", указав на то, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости, их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площадям; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Наложение же границ земель населённых пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в частности заключениями ФГБУ "Рослесинфорг", подготовленными на основе материалов лесоустройства, и выписками из государственного лесного реестра, в котором в силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации содержится информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
Что касается доводов о том, что проект генерального плана считается согласованным ввиду того, что Минрегион России нарушил трёхмесячный срок, установленный для его согласования, то такое нарушение, допущенное органом, не наделённым полномочиями по согласованию включения земельных участков лесного фонда в земли населённых пунктов, не может послужить основанием для вывода о согласовании проекта иным уполномоченным на то органом, в рассматриваемом случае Федеральным агентством лесного хозяйства.
Вопреки изложенным в апелляционной жалобе доводам, суд правильно не применил в рассматриваемом деле статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", согласно части 3 которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку предметом проверки в настоящем деле является законность нормативного правового акта, принятого в 2012 году.
Кроме того, в рассматриваемом случае противоречие между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости отсутствует, поскольку право федеральной собственности на спорные лесные участки зарегистрировано, что соответствует сведениям лесного реестра. При этом то обстоятельство, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 66:48:0000000:0021, 66:48:0000000:3109 и 66:54:0000000:29 не установлены, указанный вывод не опровергает.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение Свердловского областного суда от 2 июня 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 2 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Качканарского городского округа Свердловской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствующий кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.