Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Худякова Сергея Алексеевича на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Худякова Сергея Алексеевича к призывной комиссии Хабаровского края, призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы, заинтересованные лица: военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска, Правительство Хабаровского края об оспаривании решений о призыве на военную службу и отказе в предоставлении отсрочки по призыву.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Худяков С.А. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением к призывной комиссии Хабаровского края, и с учётом уточнений и дополнений к административному иску, просил признать незаконным решение призывной комиссии Хабаровского края от 29 октября 2019 года о призыве его на военную службу; признать незаконным решение призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы от 1 ноября 2019 года N 16 о призыве его на военную службу, об отказе в предоставлении отсрочки на время обучения в ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения"; предоставить отсрочку на время обучения в институте ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" по август 2026 год.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2018 году он окончил школу и пытался поступить в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, но по вине сотрудников военкомата не смог поступить в данное образовательное учреждение. В связи с поступлением в техникум, куда он смог поступить практически в последний момент, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2023 года. В настоящее время он является студентом 1-го курса очного отделения института ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения". На его заявление о предоставлении отсрочки на период обучения в институте с военной кафедрой на базе учебного заведения, было получено решение призывной комиссии Хабаровского края от 29 октября 2019 года о призыве на военную службу, которое является незаконным и преждевременным, поскольку решение призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы о его призыве на военную службу в период осеннего призыва 2019 года было принято только 1 ноября 2019 года. Считает оспариваемые решения незаконными, принятыми в нарушение Конституции РФ и Постановления Конституционного Суда РФ.
Определением суда от 5 декабря 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена призывная комиссия городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы, в качестве заинтересованных лиц военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска и Правительство Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Худякова С.А. отказано в полном объёме.
3 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Худякова С.А, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 2 июня 2020 года, а также дополнение к кассационной жалобе, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, мотивированное решение не выдавалось длительное время, и фактически копирует позицию Правительства Хабаровского края, изложенную в судебном заседании. Решение не мотивировано в части доводов административного истца, им не дана юридическая оценка. Суд не правильно применил и истолковал Постановление Конституционного Суда РФ от 22 мая 2018 года N 19-П, что образование в приоритете перед долгом Родине, и отсрочки должны быть предоставлены на весь период обучения. Нарушен порядок принятия решения призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы от 1 ноября 2019 года N 16, которое принято после его обжалования в вышестоящую комиссию. Считает, что поскольку он является студентом очного отделения ДВГУПС, в котором имеется военная кафедра, то в отношении него действует отсрочка от призыва на весь период обучения. От обучения на военной кафедре при институте он не отказывается. Нарушено его конституционное право на получение высшего образования.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2020 года кассационная жалоба Худякова С.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения Правительства Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, который, по общему правилу, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 1 части 2 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, перечисленных в этом пункте.
Согласно пункту 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение) при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 27 января 2017 года по настоящее время Худяков С.А. состоит на учёте призывных ресурсов в военном комиссариате Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска.
В 2018 году Худяков С.А. поступил в КГБОУ СПО "Хабаровский автодорожный техникум".
Решением районной призывной комиссии, оформленным протоколом N 20/25 от 7 ноября 2018 года, Худякову С.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ на период обучения до 30 июня 2021 года по очной форме в КГБ ПОУ "Хабаровский автодорожный техникум".
На основании приказа КГБ ПОУ "Хабаровский автодорожный техникум" от 27 июня 2019 года N 117 Худяков С.А. на основании пункта 1 части 2 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по собственной инициативе досрочно был отчислен из образовательного учреждения.
17 октября 2019 года Худякова С.А. обратился в военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска с заявлением от 10 октября 2019 года о предоставлении повторной отсрочки от призыва на военную службу, на период обучения в ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения".
Согласно справке от 9 сентября 2019 года N 1095, Худяков С.А. обучается на 1 курсе ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" по очной форме обучения.
Решением призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска от 29 октября 2019 года (протокол N 1) Худякову С.А. отказано в предоставлении повторной отсрочки от призыва на военную службу на период обучения в ФГБОУ "Дальневосточный государственный университет путей сообщения", со ссылкой на ранее предоставленную ему отсрочку от призыва на военную службу в соответствии подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и прекращения её действия по отчислению из КГБ ПОУ "Хабаровский автодорожный техникум".
Решением призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска от 1 ноября 2019 года (протокол N 16) Худяков С.А. на основании статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу.
Согласно абзацу десятому подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта (как обучающемуся по очной форме обучения по программам бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (как обучающийся по очной форме обучения по программам магистратуры).
Возможность предоставления повторной отсрочки для получения высшего образования гражданам, которым первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена на основании абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, законом не предусмотрена.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 30 сентября 2019 года N 472 "О призыве в октябре - декабре 2019 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", Положение о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённое постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, распоряжение Губернатора Хабаровского края от 19 сентября 2019 года N471-р "Об организации призыва граждан на военную службе в Хабаровском крае в октябре-декабре 2019 года", и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые решения приняты административными ответчиками в пределах полномочий с соблюдением действующего законодательства, т.е. являются законными и обоснованными. Первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена Худякову С.А. на основании абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ на период обучения в образовательной организации среднего профессионального образования, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления ему повторной отсрочки от призыва на период обучения в ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (на период получения высшего образования).
Вопреки доводам кассационной жалобы Худякова С.А, судами первой и апелляционной инстанции исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также доводы административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы Худякова С.А. о том, что поскольку он является студентом очного отделения ФГБОУ ВО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения", в котором имеется военная кафедра, то в отношении него действует отсрочка на весь период обучения, является необоснованным, поскольку в положениях пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу.
Вопреки доводам кассационной жалобы порядок принятия решения призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" Железнодорожный и Центральный районы от 1 ноября 2019 года N 16 соблюдён.
Ссылка в кассационной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 22 мая 2018 года N 19-П, не может быть признана обоснованной, поскольку в названном Постановлении давалась оценка конституционности положений абзацев второго, третьего и десятого подпункта "а" пункте 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", как исключающих возможность использования в качестве повторной от призыва на военную службу, предусмотренной абзацем третьим подпункта "а" пункте 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ отсрочки в связи с получением среднего профессионального образования гражданами, которые ранее воспользовались отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях среднего общего образования и поступили на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие Худякова С.А. с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Худякова Сергея Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.