Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Ровенко П.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по несозданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязать устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
заместитель прокурора Ивановского района Амурской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по несозданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязать устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2019 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой выявлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области до настоящего времени не создана, чем нарушены требования Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ). 10 апреля 2019 года по результатам проведённой проверки прокуратурой района в адрес главы администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, которое не исполнено. Договор об оказании услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению от 28 мая 2019 года, заключённый между администрацией Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области и индивидуальным предпринимателем Захарченко Т.Ю. (далее - ИП Захарченко Т.Ю.) не отвечает требованиям закона.
Отсутствие в муниципальном образовании Правовосточный сельсовет Ивановского района Амурской области специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение, то есть нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области по несозданию специализированной службы по похоронному делу, возложить на администрацию Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области обязанность создать специализированную службу по похоронному делу с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 мая 2020 года административные исковые требования заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по несозданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязать устранить допущенные нарушения, удовлетворено в полном объёме. Бездействие администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области по несозданию специализированной службы по похоронному делу признано незаконным. На администрацию Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность создать специализированную службу по похоронному делу в срок до 1 июля 2020 года.
В кассационной жалобе администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области, поданной 17 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, через Ивановский районный суд Амурской области 9 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001) в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путём организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьёй 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счёт супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Из положений статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и её субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Амурской области от 3 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в декабре 2019 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, входе которой выявлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области до настоящего времени не создана, чем нарушены требования Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ. 10 апреля 2019 года по результатам проведённой проверки прокуратурой района в адрес главы администрации Правовосточного сельсовета Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, которое до настоящего времени не исполнено.
Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Ивановский районный суд Амурской области, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что на территории муниципального образования Правовосточный сельсовет Ивановского района Амурской области отсутствует специализированная служба по похоронному делу. Заключение договора от 28 мая 2019 года об оказании услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования Правовосточный сельсовет Ивановского района Амурской области, с ИП Захарченко Т.Ю, закрепление за одним из специалистов администрации сельсовета обязанности по организации погребения умерших, не свидетельствуют о создании такой службы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.