Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Юртаева Н.Н, с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Потаповой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мазановского района Амурской области, действующего в интересах Минькова В.В, Миньковой Н.В. к администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с целью получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, по кассационной жалобе администрации Мазановского района Амурской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24 января 2020 года
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, объяснения представителя ответчика Чернышовой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей постановления судов законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах Минькова В.В, Миньковой Н.В, обратился в суд с иском к администрации Мазановского района Амурской области, указав, что Миньков В.В. и Минькова Н.В. зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес" В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле 2019 г, данное жилое помещение было затоплено, что повлекло частичную утрату имущества первой необходимости, принадлежавшего Миньковым. В связи с этим на основании распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 N 1766-р Миньков В.В. и Минькова H.B. имеют право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 000 рублей каждый. Миньков В.В. и Минькова Н.В. не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в целях выплаты финансовой помощи. Указанная финансовая помощь им не выплачена. Просил возложить на администрацию Мазановского района Амурской области обязанность включить Минькова В.В, Минькову H.B. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, объявленной распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 г. N 136-р, распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 г. N 67, с целью получения финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 г. N 1766-р.
Решением Мазановского районного суда Амурской области от 25.10.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24.01.2020 г. исковые требования прокурора Мазановского района в интересах Минькова В.В. и Миньковой Н.В. удовлетворены. На администрацию Мазановского района Амурской области возложена обязанность включить Минькова В.В, Минькову Н.В. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, объявленной распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 г, N136-р, распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 г. N67, с целью получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.08.2019 г. N 1766-р.
В кассационной жалобе представитель администрации Мазановского района Амурской области Чернышова О.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24.01.2020 г. в связи с неправильным применением норм материального права закрепленных в п. 2(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 и освободить администрацию от возложенных судом первой инстанции обязанностей, поскольку факт частичной утраты имущества первой необходимости не установлен.
В возражениях на кассационную жалобу первый заместитель прокурора Амурской области Щербаков А.В. указал на законность и обоснованность вынесенных судами постановлений.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Чернышовой О.А, заключение прокурора Потаповой Е.Н, исследовав доводы кассационной жалобы, возражения на неё, не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Материалами дела установлено, что Миньков В.В, Минькова Н.В. зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: "адрес". Миньков В.В. является собственником указанного жилого дома.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 г. N 136- р "О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области" с 25.07.2019 г. введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 г. N 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 г. на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации Угловского сельсовета Мазановского района Амурской области от 29.07.2019 г. N18 "Об определении зон затопления в с. Угловое" зоной затопления признаны все дома по "адрес"
Минькову В.В, Миньковой Н.В. произведены выплаты финансовой помощи по распоряжению Правительства РФ от 08.08.2019 г. N 1766-р в связи с нарушением условий жизнедеятельности по 10 000 рублей каждому.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 (действовало на момент возникновения спорных правоотношений) бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению I ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 (1) вышеназванных Правил понятие "имущество первой необходимости" определяется, как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор "радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2 (2) Правил).
Разрешая спор, судебные инстанции пришли к выводу, что в результате чрезвычайной ситуации Миньковым В.В, Миньковой Н.В, утрачено более трёх предметов имущества первой необходимости, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08. 08.2019 г. N 1766-р является основанием для включения указанных граждан в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости для получения компенсационных выплат в размере 50 000 рублей.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены указанного судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы администрации Мазановского района не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного решения. Напротив, все приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с приведенной в судебном постановлении оценкой представленных доказательств.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, как об этом указывается в кассационной жалобе, судебной коллегией также не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мазановского района Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.