Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Юртаева Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эпова О.Ю. к Правительству Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности по включению в список очередников обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, предоставлению жилого помещения, по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Поповой О.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, объяснения Эпова О.Ю, его представителя Белянковой М.Г, полагавших постановления судов законными и обоснованными, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Вербинской Т.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Эпов О.Ю. обратился в суд с иском, в обоснование указал, что он является ветераном боевых действий в Афганистане с 1984 по 1986 годы, получил ранение. С 1986 г. состоял на очереди на получение жилья за N 2, после демобилизации в Краснофлотском районе г. Хабаровска. В 1987 г. женился и стал проживать в однокомнатной квартире с женой и тёщей по "адрес", в связи с чем, снят с очереди в Краснофлотском районе. 17.04.1987 г. его семья поставлена на учет решением исполкома N 153 Кировского района гор. Хабаровска на улучшение жилищных условий. Семья увеличилась, родились двое сыновей. Супруга истца умерла 18.10.2017 г. Предоставленная по договору социального найма квартира передана сыновьям в собственность в равных долях в порядке приватизации.
Просил обязать Правительство Хабаровского края предоставить ему жилое помещение.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г.Хабаровска, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда гор. Хабаровска от 14.08.2019 г, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2020 г, исковые требования удовлетворены частично, постановлено признать за Эповым О.Ю. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, как ветерану боевых действий, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Эпову О.Ю. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах гор. Хабаровска общей площадью не менее 18 кв.м.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Попова О.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о сохранении за истцом права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Неоднократные добровольные переезды истца, в том числе и в другие субъекты РФ и снятие его с регистрационного учета по месту жительства свидетельствуют о наличии основания для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Снятие истца с регистрационного учета по месту жительства повлекло прекращение права истца требовать улучшения жилищных условий в той очередности, в которой он находился до момента смены постоянного места жительства.
Правовые основания сохранения органами местного самоуправления очередности за истцом отсутствуют, поскольку истец не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства в муниципальном образовании, в котором стал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление истцу мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г, может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону N 5-ФЗ и вставших на учет в установленном порядке.
Сохранение очередности за истцом влечет нарушение как бюджетного законодательства Российской Федерации в части нецелевого расходования средств федерального бюджета, так и положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления обязаны обеспечивать жилыми помещениями и вести соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих именно на территории данного муниципального образования.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истца Белянкова М.Г. считает доводы кассационной жалобы не состоятельными, а решения судов законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Эпов О.Ю. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", указанное подтверждается представленным суду удостоверением N 049850.
Решением исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов N 153 от 17.04.1987 г. Эпов О.Ю. поставлен на учет на улучшение жилищных условий составом семьи 3 человека, как участник войны в Афганистане.
Согласно сведениям, представленным УМВД России по Амурской области в ответе на запрос от 23.05.2019 Эпов О.Ю. в период с 1989 г. по 2003 г. неоднократно снимался с регистрационного учета в различные города. Указанное Эповым О.Ю. объяснено семейными обстоятельствами и условиями его трудовой деятельности.
Эпов О.Ю. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" общей площадью 33, 40 кв.м, в качестве члена семьи собственников, где также проживают совершеннолетние собственники ФИО6, ФИО7 и на одного члена семьи приходится жилая площадь менее установленной учетной нормы.
Другого жилого помещения в собственности или на условиях договора социального найма не имеет, ранее жилого помещения от государства не получал.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после, 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. ;
Граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилых помещений (ст. 55 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения но договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются гражданам, нуждающимся в получении жилых помещений, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, определенным абзацем первым статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специально уполномоченном органе по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края либо в краевом государственном учреждении (паевом государственном унитарном предприятии), в порядке очередности исходя из времени принятия на учет (ст. 4 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае").
Граждане, принятые на законных основаниях на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений на условиях социального найма (п. 9 ст. 12 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае").
Разрешая исковые требования, суды, руководствуясь положениями ст. 16, 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 32 ЖК РСФСР, ст. 2, 4, 10, 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" установив, что соответствующего решения о снятии с регистрационного учета принятого в установленном порядке ответчиками не предоставлено, следовательно, Эпов О.Ю. сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения, факт нуждаемости Эпова О.Ю. ничем не опровергнут, в настоящее время Эпов О.Ю. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", общей площадью 33, 40 кв.м, в качестве члена семьи собственников, где также проживают совершеннолетние собственники ФИО6, ФИО7 и на одного члена семьи приходится жилая площадь менее установленной учетной нормы, другого жилого помещения в собственности или на условиях договора социального найма не имеет, ранее жилого помещения от государства не получал, пришли к выводу о том, что требования о признании за Эповым О.Ю. права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, как ветерану боевых действий, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. и предоставлении ему жилого помещения подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащиеся в решениях выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного решения. Напротив, все приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с приведенной в судебных постановлениях оценкой представленных доказательств.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, как об этом указывается в кассационной жалобе, судебной коллегией также не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 14 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Поповой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.