Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Вольной Е.Ю, при секретаре судебного заседания Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-62/2020 по административному исковому заявлению Щелкуновой Нины Ивановны к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Амурской области, правительству Амурской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе административного истца Щелкуновой Нины Ивановны на решение Амурского областного суда от 26 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, объяснения административного истца Щелкуновой Н.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
Установила:
Щелкунова Н.И. обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 429 000 рублей, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 14 августа 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что данное жилое помещение принадлежало Щелкуновой Н.И. на праве собственности, на основании договора дарения от 14 августа 2019 года указанная квартира была отчуждена в пользу ФИО1 Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) от 11 февраля 2020 года N 83 заявление ФИО1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости удовлетворено, кадастровая стоимость жилого помещения установлена в размере 429 000 рублей по состоянию на 06 февраля 2018 года. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 02 марта 2020 года, полученной административным истцом, на 14 августа 2019 года кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составляет 1 356 167, 75 рублей. Из объяснений, предоставленных Щелкуновой Н.И, следует, что внесение сведений ранее даты, по состоянию на которую они были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не предусмотрено действующим законодательством. Указанные обстоятельства нарушают права административного истца, поскольку размер кадастровой стоимости квартиры на дату ее отчуждения влияет на размер жилищной субсидии, которая полагается Щелкуновой Н.И. как участнику федеральной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Решением Амурского областного суда от 26 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Щелкуновой Н.И. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит вышеуказанное решение отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что приведенные в решении Амурского областного суда положения действующего законодательства, а также изложенные судьей выводы, подтверждают законность требований административного истца. В решении суда первой инстанции указано, что рыночная стоимость квартиры должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 06 февраля 2018 года. По мнению апеллянта, несоответствие решения суда правовым нормам и доводам, изложенным в указанном решении, свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца Щелкунову Н.И, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения Амурского областного суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет: отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из материалов настоящего административного дела и постановленного решения суда следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал на праве собственности Щелкуновой Н.И. и ФИО2
14 августа 2019 года заключен договор дарения, по которому указанная квартира подарена ФИО1, право собственности зарегистрировано 14 августа 2019 года.
Постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года N 536 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области" утверждены результаты кадастровой оценки. Кадастровая стоимость данной квартиры составила 1 356 167, 75 рублей по состоянию на 06 февраля 2018 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости 02 октября 2018 года.
Согласно решению Комиссии от 11 февраля 2020 года N 83, вынесенного на основании заявления ФИО1 от 13 января 2020 года, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 429 000 рублей, равном ее рыночной стоимости, по состоянию на 06 февраля 2018 года.
19 февраля 2020 года в порядке информационного взаимодействия в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Амурской области поступило названное решение Комиссии, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта в размере 429 000 рублей по состоянию на 06 февраля 2018 года, которая подлежит применению с 01 января 2020 года.
В предоставленной по запросу Щелкуновой Н.И. выписке из Единого государственного реестра недвижимости значится кадастровая стоимость квартиры по состоянию на 14 августа 2019 года в размере 1 356 167, 75 рублей.
Из ответа Зейского межмуниципального отдела по г. Зея и Зейскому району Управления Росреестра по Амурской области на обращение Щелкуновой Н.И. следует, что внесение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости ранее даты, по состоянию на которую указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не предусмотрено действующим законодательством.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец указал, что кадастровая стоимость квартиры влияет на размер жилищной субсидии, положенной ей в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что подтверждается ответом администрации г. Зея от 19 мая 2020 года N 01-14/2900.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Амурский областной суд исходил из того, что установление рыночной стоимости объекта недвижимости на иную дату, а не на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость, нормами закона не предусмотрено, кроме того, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости в размере 429 000 рублем установлена решением Комиссии на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость, что наряду с решением суда имеет равное юридическое значение и влечет одинаковые правовые последствия для заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов, содержащихся в решении Амурского областного суда, нормам права, а также разъяснениям, указанным судом при анализе действующего законодательства, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Из положений, содержащихся в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должны быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная позиция изложена в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Учитывая то обстоятельство, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 06 февраля 2018 года, то и рыночная стоимость должна быть установлена на эту дату.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Амурского областного суда о том, что основания для установления кадастровой стоимости по состоянию на 14 августа 2019 года, о чем заявлены исковые требования, отсутствуют, поскольку нормами действующего законодательства этого не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии от 11 февраля 2020 года N 83 кадастровая стоимость данной квартиры установлена в размере ее рыночной стоимости, равной 429 000 рублей. Указанное решение Комиссии не оспаривалось, на его основании в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости квартиры.
Суд первой инстанции верно указал, что решение Комиссии имеет равную юридическую силу с решением суда о пересмотре кадастровой стоимости, а также влечет аналогичные правовые последствия для заявителя.
Щелкунова Н.И. в апелляционной жалобе утверждает, что выводы Амурского областного суда подтверждают ее позицию, поскольку кадастровая стоимость должна быть установлена по состоянию на 06 февраля 2018 года, но в просительной части административного искового заявления указывает на необходимость определения кадастровой стоимости по состоянию на 14 августа 2019 года.
Кроме того, административный истец не учитывает положения, касающиеся правил применения установленной кадастровой стоимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.
Решение Амурского областного суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, Определила:
Решение Амурского областного суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Щелкуновой Нины Ивановны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) через Амурский областной суд в течение 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.