Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-58/2020) по административному исковому заявлению АО "Тепловодоканал" о признании недействующим в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2017 года N 631-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального района "Каларский район", на 2018-2022 годы в редакции приказов Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 725-НПА, от 19 декабря 2019 года N 568-НПА, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, представителя АО "Тепловодоканал" Клоковой Н.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В, УСТАНОВИЛА:
приложением N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее РСТ) от 20 декабря 2017 года N 631-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального района "Каларский район", на 2018-2022 годы.
Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 725-НПА, от 19 декабря 2019 года N 568-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года N 631-НПА внесены изменения, приложение N 1 изложено в новой редакции.
Акционерное общество "Тепловодоканал" обратилось с административным исковым заявлением, в котором первоначально просило признать недействующим со дня принятия приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года N 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 725-НПА в части установления тарифов на 2019 год. Исковые требования мотивированы тем, что при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда, не принял во внимание тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным 8 декабря 2016 года.
Согласно уточненным исковым требованием, административный истец просит признать недействующим со дня принятия приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2017 года N 631-НПА в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 725-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год и приказа РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 568-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год. В обосновании требования указывает на нарушение пункта 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, предусматривающего, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Регулирующий орган при установлении тарифов на теплоснабжение на 2019 год необоснованно уменьшил операционные (подконтрольные) расходы, установленные на первый год долгосрочного регулирования, в отсутствии законных оснований для внесения таких изменений.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 725-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального района "Каларский район" в части установления тарифов на 2019 год, приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 568-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального района "Каларский район" в части установления тарифов на 2020 год признаны недействующими с момента принятия. На Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими акты.
На указанное решение и.о. руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что ссылка суда на письмо Министерство труда и социальной защиты N 14-4/10/В-835 от 03 февраля 2017 года является необоснованной, так как данное письмо в краевом суде не исследовалось. Считает, что права АО "Тепловодоканал" не нарушены, так как затраты на заработную плату свыше затрат, включенных тариф, административный истец не производил. Применение тарифных коэффициентов повысит рост платы граждан за коммунальные услуги более чем на 260 процентов.
В возражениях на жалобу представитель АО "Тепловодоканал" Кузьмина М.А. и прокурор, участвовавший в деле, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожкова О.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Тепловодоканал" Клокова Н.Ю. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для отмены решения не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.10 положения следует, что Служба принимает нормативные правовые акты об установлении (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http:/право.забайкальский край.рф) и по этим основаниям не обжалуется.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункты 2, 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Из оспариваемого решения и материалов дела следует, что долгосрочные параметры регулирования на 2018-2022 годы для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" установлены с использованием метода индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Из подпункта "в" пункта 58 Основ ценообразования следует, что операционные расходы включают в себя расходы на оплату труда.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ).
Как правильно установлено судом, административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.
В приложении 3 указанного выше Отраслевого соглашения приводится рекомендованные размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Установив, что при расчетах плановых затрат на оплату труда РСТ использовались тарифные коэффициенты, утвержденные недействующим на момент издания приказа постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 256, что размеры данных тарифных коэффициентов, значительно ниже тарифных коэффициентов, установленных как в штатном расписании Общества, так и в Отраслевом соглашении, краевой суд пришел к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки Общества.
Каких-либо мотивов, обоснований отклонения предложения АО "Тепловодоканал", неприменения положений ОТС, анализа экономической обоснованности предложения Общества в части установления размеров тарифных ставок, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчета обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента, как правильно установилсуд первой инстанции, в экспертном заключении не приведено.
В протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 г. N 96 названные сведения и выводы также отсутствуют.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись правовые основания для вывода о том, что оспариваемые Обществом тарифы установлены из неверно определенного тарифным органом размера НВВ.
Краевой суд, сделав обоснованные выводы о том, что РСТ Забайкальского края неверно рассчитаны расходы на оплату труда, подлежащие включению в состав необходимой валовой выручки организации на 2019 год, также законно признал экономически необоснованными расходы на оплату труда на 2020 год.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 2490-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Забайкальского края на первое полугодие 2019 года установлен в размере 1, 7%, на второе полугодие 2019 года - 3, 2%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 2556-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Забайкальского края на первое полугодие 2020 года установлен в размере 0%, на второе полугодие 2019 года - 4, 7 %.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
Учитывая, что письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 года N 14-4/10/В-835 находится в свободном доступе в системе "Консультант плюс" и информационной сети "Интернет" необходимости отдельно исследовать его в судебном заседании, у суда не имелось.
Иных доводов, имеющих правовое значение по данному делу, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.