Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Агафоновой Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием средств видеоконференц-связи направленную ДД.ММ.ГГГГ электронным почтовым отправлением в суд первой инстанции (поступившую в суд кассационной инстанции с делом ДД.ММ.ГГГГ) кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Хониной Ольги Михайловны на решение Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года, вынесенных по административному делу N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АДС" к Правительству Ярославской области о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Ярославской области от 31 октября 2016 года N 1135-п (далее - Постановление N 1135-п) (в редакции Постановления от 7 августа 2019 года N 562-п), опубликованном 11 ноября 2016 года в издании "Документ-Регион" N 99, а также 2 ноября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению: норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению составил 0, 059778 Гкал/куб.м - для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями и 0, 06476 Гкал/куб.м - для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями.
Генеральный директор ООО "АДС" Пучков И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ярославской области о признании Постановления N 1135-п недействующим в части установления названных выше нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями и для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, а также возложении на Правительство Ярославской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
В обоснование заявленных требований указывалось, что оспариваемые нормативы являются экономически необоснованными, поскольку рассчитаны регулирующим органом с нарушениями установленного порядка, на основе недостоверных данных. Общество является теплоснабжающей организацией и согласно заключенным договорам оказывает услуги по горячему водоснабжению многоквартирных жилых домов во Фрунзенском районе города Ярославля. Установление оспариваемых нормативов нарушает права и законные интересы ООО "АДС" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку применение пониженных нормативов повлечет уменьшение тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения.
Решением Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Постановления Правительства Ярославской области от 31 октября 2016 года N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в части утверждения величины норматива расхода тепловой энергии для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению: 0, 059778 Гкал/куб.м - для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями и 0, 06476 Гкал/куб.м. - для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями. На Правительство Ярославской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий пункт 2.1. Постановления Правительства Ярославской области от 31 октября 2016 года N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в части утверждения величины норматива расхода тепловой энергии для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению: для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями и для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Хонина О.М. ставит вопрос об отмене решения Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года, с направлением административного дела на новое рассмотрение в Ярославский областной суд.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют установленным по административному делу обстоятельствам, судами неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нормы процессуального права.
Представители административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Болнокина Т.А. и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности Болгова А.А, участвуя в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи, кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представители административного истца ООО "АДС" по доверенности Гималутдинов М.В. и Горюнов А.В. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Прокурор первого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Как установлено судами при рассмотрении настоящего административного дела, ООО "АДС" является теплоснабжающей организацией, поставляет по двухкомпонентному тарифу горячую воду на нужды предоставления коммунальных услуг собственникам и иным пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов во Фрунзенском районе г. Ярославля.
Удовлетворяя требования о признании недействующим в оспариваемой части постановления Правительства Ярославской области, суд первой инстанции исходил из того, что, что оспариваемое постановление принято Правительством Ярославской области в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка введения его в действие; при этом административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг по расходу тепловой энергии, являющегося приоритетным.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с данными выводами судов нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Так, в соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31-32(2) Правил N 306.
В частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), исходя из показаний приборов учета горячей воды. При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Ввиду того, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, решением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N взыскано неосновательное обогащение с ООО "АДС" в пользу "данные изъяты" (управляющей компании части многоквартирных жилых домов в "адрес").
Согласно пункту 2 Постановления N 1135-п нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по расходу тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определены с применением расчетного метода.
Совокупный анализ положений пункта 2 Правил N 306, в части определения понятия "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома и жилого дома", "степень благоустройства многоквартирного дома и жилого дома", а также пунктов 32 и 32 (1) указанных правил позволяет прийти к выводу, что выборка по группам многоквартирных домов должна быть сформирована с учетом материала стен, кровли, этажности и других конструктивных и технических характеристик многоквартирного дома или жилого дома, а также наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования: вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и конструктивных особенности таких домов: неизолированные стояки и полотенцесушители; изолированные стояки и полотенцесушители; неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Пункт 4 Правил N 306 также обязывает учитывать в отношении холодного и горячего водоснабжения такие конструктивно-технические параметры как этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
Как следует из пункта 32(2) Правил N 306 информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Вместе с тем в материалы административного дела ни Правительством Ярославской области, ни Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не представлено доказательств установления фактического количества многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов. Как и не представлено доказательств того, что при формировании выборки по группам многоквартирных домов учитывались технические характеристики системы горячего водоснабжения с дифференциацией по наличию изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что регулирующий орган в нарушение пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 32(2), 33 Правил N 306 не принял все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома по каждой группе домов, что позволяло бы проверить репрезентативность выборки. В результате данные действия административного ответчика привели к неправильному определению объема выборки и неправомерному отказу от применения метода аналогов.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, в связи с недоказанностью невозможности применения метода аналогов, использование расчетного метода является неправомерным.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судов, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Хониной Ольги Михайловны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.