Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.
судей Курочкиной О.А. и Кнышевой Т.В, при секретаре (помощнике) Волгиной Я.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
гражданское дело N 2-348/20 по апелляционным жалобам Васильевой Л.А, Васильева А.М. и его представителя по доверенности Минкова Е.П. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Васильева А.М. к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма отказать, УСТАНОВИЛА
Васильев А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма, ссылался на то, что с 1996 года он постоянно зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: ***, данное жилое помещение было предоставлено его отцу - *** как работнику АО "***" на основании решения Префектуры ЮАО от 06 июня 1996 г. и служебного ордера. В этом жилом помещении с момента вселения проживали его отец ***, его мать Васильева Л.А, он (Васильев А.М.) и его брат ***. *** г. *** умер, его брат *** снялся с регистрационного учета 03.11.2004 г. В настоящее время в спорном жилом помещении проживает он (Васильев А.М.), его мать Васильева Л.А. и дочь Васильева С.А. Он (истец) обратился к ответчику для заключения социального найма, однако письмом от 11.06.2019 г. ему отказано в заключении договора социального найма, в том числе, по основаниям рассмотрения иска его матери Васильевой Л.А. и по основаниям, что стаж умершего *** составляет менее 10 лет в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы. По его мнению, данный отказ является незаконным. Учитывая эти обстоятельства, просил суд обязать ДГИ г. Москвы заключить с ним договор социального найма на жилое помещение по адресу: ***, с включением в качестве семьи нанимателя Васильевой Л.А. (матери) и Васильевой С.А. (дочери).
В судебном заседании представители Васильева А.М. и третьего лица Васильевой Л.А. по доверенности Минков Е.П. и Абдеев А.Р. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Истец Васильев А.М, третье лицо Васильева Л.А, представитель ответчика ДГИ г. Москвы в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит Васильева Л.А, Васильев А.М. и его представитель по доверенности Минков Е.П. по доводам апелляционной жалобы, а именно по тем основаниям, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель Васильева А.М. по доверенности Минков Е.П, он же по доверенности представитель третьего лица Васильевой Л.А, на заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, считал решение суда незаконным и просил его отменить.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности Куприянова Н.М. на заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы не признала, полагала решение суда законным и просила оставить его без изменения.
На заседание судебной коллегии Васильев А.М, Васильева Л.А. не явились, извещались надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Васильева А.М. по доверенности Минкова Е.П, который является также по доверенности представителем Васильевой Л.А, представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Куприяновой Н.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассматривая дело, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований Васильева А.М. не имеется.
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР (в редакции действовавшей, на момент возникновения правоотношений) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него; жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса (ст. 106 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ (редакции от 07.06.2013 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные помещения являются одной из разновидностей жилых помещений специализированного жилищного фонда; в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов; использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 63 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП (редакции от 19.12.2018) "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и в целях урегулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 вышеупомянутого Положения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, государственных внебюджетных фондов, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению.
Пунктом 3 вышеназванного Положения установлено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, менее 10 лет, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилого помещения на условиях и по процедуре, определенных в Порядке предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению, при наличии одного из следующих оснований:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Как следует из материалов дела и установлено судом, *** в составе семьи из 4-х человек: он, его супруга Васильева Л.А, двое сыновей Васильев А.М. (истец), ***, на основании служебного ордера N *** от 04 июля 1996 г. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***, жилой площадью 40, 8 кв.м, общей площадью 57, 7 кв.м.
Брак между *** и Васильевой Л.А. был расторгнут *** г. *** г. *** умер.
03 ноября 2004 г. *** добровольно снялся с регистрационного учета и выехал из жилого помещения.
В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы и проживают Васильев А.М, его малолетняя дочь Васильева С.А. и мать истца Васильева Л.А.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в отношении которого возник спор, находится в собственности города Москвы.
Васильев А.М. обратился в ДГИ города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма, однако, письмом от 11.06.2019 г. ответчик отказался заключать с истцом договор социального найма на квартиру, в связи с отсутствием в общей сложности 10-летнего трудового стажа работы *** в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, а также в связи с наличием судебного разбирательства в отношении спорной квартиры по иску Васильевой Л.А.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Московского городского суда от 12 ноября 2019 г, в удовлетворении исковых требований Васильевой Л.А. к ДГИ г. Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: ***, отказано.
Рассматривая дело, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, и обоснованно не нашел оснований для удовлетворения иска.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, жилое помещение, в отношении которого возник спор, было предоставлено *** как служебное жилое помещение в связи с нахождением в трудовых отношениях с АО "***", в котором *** работал с *** г. по *** г. и был уволен по собственному желанию.
Из содержания копии трудовой книжки *** усматривается, что его общий стаж работы в организациях и предприятиях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы составляет менее 10 лет, с последнего места работы *** уволен также по собственному желанию, до момента смерти нигде трудоустроен не был.
Суд обсудил доводы истца о том, что период прохождения службы *** в Советской Армии с *** г. по *** г. должен быть включен в подсчет трудового стажа работы *** в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, и обосновано по мотивам, приведенным в решении, с ними не согласился, указав, что они основаны на неправильном толковании норм закона.
Установив при рассмотрении дела, что спорное жилое помещение было представлено нанимателю ***, членом семьи которого является истец, в качестве служебного жилого помещения, учитывая общий стаж работы *** в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, который составляет менее 10 лет, и откуда он уволился по собственному желанию, не трудоустроившись в ином месте до момента смерти, суд обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные законом, для заключения с истцом и членами его семьи договора социального найма.
Этот вывод соответствует материалам дела, мотивирован и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда, направлены на иное, неправильное толкование норм права и оценку доказательств, а также не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Васильевой Л.А, Васильева А.М. и его представителя по доверенности Минкова Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.