Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В., судей Полковникова С.В., Смирновой Ю.А., при помощнике судьи Самсоновой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полковникова С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Никулинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио к наименование организации об обязании произвести перерасчет за излишне начисленную сумму по услугам ГВС, ХВС и водоотведение за жилое помещение, взыскании неустойки, штрафа и судебных расходов - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к наименование организации об обязании произвести перерасчет за излишне начисленную сумму по услугам ГВС, ХВС и водоотведение за жилое помещение, взыскании неустойки, штрафа и судебных расходов.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, ответчик является управляющей организацией дома, расположенного по адресу: адрес. В результате неправомерных действий ответчика у истца образовалась задолженность по оплате ЖКУ, в связи с чем истец просила суд обязать ответчика произвести перерасчет на излишне начисленную сумму по услугам ГВС, ХВС и водоотведение за жилое помещение в размере сумма, а также взыскать штраф в размере 50%, неустойку в размере сумма, стоимость затрат на поверенного в размере сумма
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещалась.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных пояснений, приобщенных к материалам дела.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио и ее представителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика наименование организации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о перерасчете за ХВС и водоотведение с вынесением по делу нового решения в этой части по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Управляющей организацией дома, расположенного по адресу: адрес, является наименование организации.
дата истец установилаиндивидуальные приборы учета на ГВС и ХВС, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию в соответствии с требованиями договора N 041455 от дата, составленный представителями наименование организации дата.
В квартире установлены следующие индивидуальные приборы учета: METER с заводским номером N 8785960 на ГВС и METER с заводским номером N 8785959 на ХВС.
дата истец заключила договор с Дирекцией единого заказчика адрес на поставку холодной и горячей воды при наличии приборов учета потребления (ИПУ).
Из материалов дела также следует, что последние принятые к расчету показания по состоянию на дата по индивидуальному прибору учета ГВС - 249 м3, ХВС-460 мЗ.
дата истец совершила поверку индивидуального прибора учета METER с заводским номером N 8785960 на ГВС, что подтверждается свидетельством о поверки N 367426 от дата с составленным актом от дата с выявленными показаниями индивидуального прибора учета ГВС -318 м3, который принят управляющей организацией дата
Управляющая организацией также были сняты контрольные показания индивидуальных приборов учета ГВС - 339 м3, ХВС - 639 м3.
Таким образом, с декабря 2016 по февраль 2018 фактический объем потребленных ресурсов ГВС составляет: 100 м3, ХВС составил: 193, 5 м3, объем водоотведения: 293, 5 м.
В соответствии с информацией, представленной адрес Раменки, истец не передавала показания приборов учета горячего и холодного водоснабжения с дата.
Акт о поверке индивидуального прибора учета ГВС представлен управляющей компании только дата.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст.ст. 10, 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований фио в полном объеме.
При этом отказывая в удовлетворении исковых требований по перерасчету за ХВС, суд исходил из нарушения истцом Постановления Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах", который предусматривает обязанность потребителя передавать показания индивидуальных приборов учета. Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете за ГВС, суд исходил из пропуска срока поверки прибора учета горячей воды, в связи с чем пришел к выводу о правомерности начисления платы за коммунальные услуги исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления за последние шесть месяцев.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда об отказе в перерасчете за ГВС из-за пропуска истцом поверки прибора учета горячей воды, поскольку в данном случае невозможно установления достоверности показаний данного прибора учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг (далее - Правил), предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно подп. "г" п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с п. 81.12 Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. "д").
Согласно п. 81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Учитывая, что в силу п. 81 (12) прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, а истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств отсутствия технической возможности устранения неисправности прибора учета ГВС, то есть, истец не исполнил в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению неисправности прибора учета ГВС, истцом допущена просрочка поверки индивидуальных приборов учета горячей воды, поверка приборов учета была произведена истцом только дата, при данных обстоятельствах в соответствии с п. 86 Правил перерасчет за заявленный истцом период не производится, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете платы за коммунальные услуги исходя из показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения за данный период не имеется.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований о пересчете за ХВС по следующим основаниям.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Правила N 354 предусматривают два основных способа расчета объемов и стоимости потребленных коммунальных услуг в отсутствие показаний индивидуальных приборов учета: 1) исходя из среднемесячного объема потребления (не более трех расчетных периодов подряд, начиная с периода, в котором не были переданы показания), согласно п. 59 п. п. "б"; 2) по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 60), после истечения предусмотренных п. 59 Правил N 354 временных интервалов, предусмотренных для расчета, исходя из среднемесячного объема потребления.
Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета в текущем периоде, расчет объема и стоимости потребленной коммунальной услуги производится, исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении 3-х месяцев - по нормативу, до тех пор, пока собственниками или пользователями жилых помещений не будут переданы показания приборов учета.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов.
Так в соответствии с п. 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Таким образом, приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N 354 обязанности потребителя по передаче показаний корреспондирует обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Таким образом, управляющая организация, выполняющая функции исполнителя коммунальных услуг, обязана произвести перерасчет объема потребления горячего и холодного водоснабжения, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354 в случае, когда по результатам контрольного съема показаний индивидуального прибора учета установлены соответствующие расхождения с произведенными ранее начислениями.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Из материалов дела следует, что дата ответчиком произвел контрольное снятие показаний индивидуального прибора учета ГВС, которое составило 639 м3.
При этом доказательств невозможности произвести перерасчет за ХВС в порядке п. 61 Правил N 354 ответчиком не представлено.
В связи с этим, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда части отказа в перерасчете за ХВС, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об обязании наименование организации произвести перерасчет за ХВС и водоотведение по квартире: адрес, за период с дата по дата, исходя из показаний прибора учета ХВС по состоянию на дата - 639 м3.
Поскольку ответчик оказывает истцу услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, претензии по срокам и качеству оказания услуг у истца отсутствуют, перерасчет задолженности не является самостоятельной услугой, то оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки не имеется, как не имеется и оснований для взыскания штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от дата отменить в части отказа в удовлетворении требования о перерасчете за ХВС.
Обязать наименование организации произвести перерасчет за ХВС и водоотведение за жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, за период с дата по дата.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.