Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, и судей Кочергиной Т.В, Васильевой Е.В, при ведении протокола помощником Тутуниной О.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 сентября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона
в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ об обязании произвести ремонтные работы, установить пожарную сигнализацию, удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в общежитии N 215 (инв. N215), расположенном в военном городке N *** по адресу: *** необходимые ремонтные (восстановительные) работы, а именно:
- обеспечить исправное состояние работы автоматических установок пожарной сигнализации общежития;
- устранить захламление эвакуационных путей (проходов, поэтажных коридоров, лестничных клеток);
- оборудовать лестничные клетки дверьми с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
- оборудовать лестничную клетку запасного выхода ограждениями с поручнями;
- оборудовать на уровне первого этажа общежития дверной проем для лестничной клетки запасного выхода;
- оборудовать на дверях эвакуационных выходов запоры, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- выполнить план эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- обеспечить наличие в административных и общественных помещениях табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- обеспечить паспортизацию, опломбировку и перезарядку имеющихся огнетушителей;
- оборудовать пожарные шкафы рукавами и стволами; подсоединить рукава к кранам;
- получить акты проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода;
- заменить заполнение дверных проемов помещений электрощитовой и кладовой (за исключением помещений категории "В4" "Д"), на заполнение дверных проемов с пределом огнестойкости EI-30;
- обеспечить установку колпаков (рассеивателей) на все светильники, установленные в помещениях общежития;
- оборудовать линии электроснабжения помещений здания устройствами защитного отключения, предотвращающими возникновение пожара, УСТАНОВИЛА:
В оен ный прокурор 72 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту прав и законный интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ об обязании произвести ремонтные работы, установить пожарную сигнализацию.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 апрел 2019 года 72 военной прокуратурой гарнизона совместно с представителями отдела надзорной деятельности по Наро-Фоминскому городскому округу ГУ МЧС России по Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в общежитии N 215 (инв. N 215), расположенном в военном городке N *** (***). В соответствии с техническим паспортом здания, общежитие N 215 (инв. N 215) состоит из основного строения, в котором на 3 этажах имеются 52 квартиры, подвал, цокольный этаж, мансарда, мезонин. Проведенной проверкой установлено, что в помещениях общежития допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.06.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390 "Правила противопожарного режима в РФ"; СНиП 21-09-97*; Сводов правил 1.13130.2009, 2.13130.2012, 3.13130.2009, 4.13130.2013, 5.13130.2009, а также МДС 21-1.98 (пособие к СНиП 21-01-97*), в части организации и контроля за соблюдением противопожарной защиты в общежитии N 215, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ. До настоящего времени данные нарушения не устранены, в свя з и с чем и стец проси л суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в общежитии N 215 (инв. N215), расположенном в военном городке N *** по адресу: *** необходимые ремонтные (восстановительные) работы, а именно:
- обеспечить исправное состояние работы автоматических установок пожарной сигнализации общежития;
- устранить захламление эвакуационных путей (проходов, поэтажных коридоров, лестничных клеток);
- оборудовать лестничные клетки дверьми с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
- оборудовать лестничную клетку запасного выхода ограждениями с поручнями;
- оборудовать на уровне первого этажа общежития дверной проем для лестничной клетки запасного выхода;
- оборудовать на дверях эвакуационных выходов запоры, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- выполнить план эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- обеспечить наличие в административных и общественных помещениях табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- обеспечить паспортизацию, опломбировку и перезарядку имеющихся огнетушителей;
- оборудовать пожарные шкафы рукавами и стволами; подсоединить рукава к кранам;
- получить акты проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода;
- заменить заполнение дверных проемов помещений электрощитовой и кладовой (за исключением помещений категории "В4" "Д"), на заполнение дверных проемов с пределом огнестойкости EI-30;
- обеспечить установку колпаков (рассеивателей) на все светильники, установленные в помещениях общежития;
- оборудовать линии электроснабжения помещений здания устройствами защитного отключения, предотвращающими возникновение пожара.
Представитель истца Военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона по доверенности Гомза В.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Мин истерства обороны РФ по доверенности Столяров Д.С. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны РФ по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Столяров Д.С. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона Шинкарюк А.С. в заседании судебной коллегии с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что р аспоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29.08.2003 N 3802-р "О закреплении имущества за Алабинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России" объекты федеральной собственности в виде земельных участков, а также расположенных на них объектов жилого и нежилого фонда военного городка N *** в *** (выделенных под размещение войсковой части ***), в числе которых здание общежития N 215 (инвентарный N 215), внесены в реестр федерального имущества и закреплены на праве оперативного управления за ФГУ "Алабинская КЭЧ района".
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Министерства обороны Российской Федерации реорганизованы путём присоединения их к созданным территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, передачей полномочий по учёту, содержанию и управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванного приказа в 2011 году реорганизовано поднадзорное 72 военной прокуратуре гарнизона ФГУ "Алабинская КЭЧ района" путём присоединения к ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ и, соответственно, передачей полномочий по учёту, содержанию и управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, и ранее закреплённого на праве оперативного управления за Алабинской КЭЧ района.
В настоящее время ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ является государственным учреждением, входит в состав Министерства обороны Российской Федерации и имеет на своём балансе объекты федеральной собственности в виде земельных участков, а также расположенных на них объектов жилого и нежилого фонда военного городка N *** (выделенных под размещение войсковой части ***), в числе которых здание общежития N 215 (инв. N 215).
В связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 о создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ), на указанную организацию возложены обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно абзацам 15 и 21 ст. 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 607 от 03.03.2017, учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 1.2 и приложением N 1 к Договору N З-УЖФ/ЗВО-1 общежитие N 215 (инв. N 215), расположенное на территории военного городка N *** (***), передано в управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
При этом, указанное общежитие не является военным объектом, а представляет собой объект социальной инфраструктуры вышеуказанного военного городка и поселка Калининец в целом.
19 апреля 2019 года 72 военной прокуратурой гарнизона совместно с представителями отдела надзорной деятельности по Наро-Фоминскому городскому округу ГУ МЧС России по Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в общежитии N 215 (инв. N 215), расположенном в военном городке N *** Алабинского гарнизона (***).
В соответствии с техническим паспортом здания, общежитие N 215 (инв. N 215) состоит из основного строения, в котором на 3 этажах имеются 52 квартиры, подвал, цокольный этаж, мансарда, мезонин.
Проведенной проверкой установлено, что в помещениях общежития допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.06.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390 "Правила противопожарного режима в РФ" СНиП 21-09-97*; Сводов правил 1.13130.2009, 2.13130.2012, 3.13130.2009, 4.13130.2013, 5.13130.2009, а также МДС 21-1.98 (пособие к СНиП 21-01-97*), в части организации и контроля за соблюдением противопожарной защиты в общежитии N 215, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Так, в нарушение:
- ст. 4; ст. 5, ст. 6, ст. 83, ст. 84 ФЗ N 123; п. 61 ППР в РФ - при монтаже, ремонте и обслуживании автоматической установки систем противопожарной защиты нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС) находятся в неисправном состоянии;
- пп. "б" п. 36 ППР в РФ - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно на эвакуационных путях (в том числе проходы, поэтажные коридоры, лестничная клетка) частично размещены различные материалы, мебель, изделия, мусор и другие предметы;
- ст.4; ст.5, ст.6, ст.53, ст.89, ст.134 ФЗ N 123; п.33, п. 37.1 ППР в РФ - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно лестничные клетки оборудованы дверьми без приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
- ст.4; ст.5, ст.6, ст.53, ст.89 ФЗ N 123; п. 33 ППР в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 - При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно лестничная клетка запасного выхода не оборудована ограждениями с поручнями;
- ст.4; ст.5, ст.6, ст.53, ст.89 ФЗ N 123; п. 33 ППР в РФ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно с этажей общежития оборудован один эвакуационный выход (фактически лестничная клетка запасного выхода на уровне первого этажа не имеет выхода, дверной проем отсутствует);
- п. 35 ППР в РФ - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно на дверях эвакуационных выходов не в полном объеме оборудованы запоры, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- п. 7 ППР в РФ, п. 6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 - на плане эвакуации в графической части не указаны обозначения путей эвакуации; эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств; аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.; места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте; мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО; мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО. В текстовой части плана эвакуации не изложены способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.); порядок и последовательность эвакуации людей; обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.; порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.; порядок ручного (дублирующею) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики; инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами;
- п. 6 ППР в РФ - в административных и общественных помещениях не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- п. 478 ППР в РФ - установленные на объекте огнетушители эксплуатируются с истекшими сроками перезарядки; не представлен журнал учета огнетушителей;
- п. 57 ППР в РФ - в части пожарных шкафов не подсоединены рукава к кранам;
- п. 55 ППР в РФ - не представлены акты проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода;
- п. 57 ППР в РФ - часть пожарных шкафов не укомплектованы рукавами и стволами;
- ст.4; ст.5, ст.6, ст.88 ФЗ N123; СНиП 21-01-97* п.5.14*, п.7.4; МДС 21- 1.98, раздел III, п.2.1, п.4.1 (пособие к СНиП 21-01-97*), п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 - заполнение дверного проема помещения электрощитовой и кладовой за исключением помещений категории В4 и Д, выполнено с пределом огнестойкости менее EI -30 (по факту двери не противопожарные, не сертифицированные в области пожарной безопасности);
- пп. "в" п. 41 ППР в РФ - часть светильников эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- п. 4 ст. 82 ФЗ N 123 - линии электроснабжения помещений здания не имеют устройств защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара;
- пп. "б" п. 42 ППР в РФ - в общежитии часть выключателей используются с повреждениями.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.ст. 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан? прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия)? нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными нормами права, а также положениями ст.ст. 92, 100 ЖК РФ, п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности", ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", представленным доказательствам дал правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд признал, что Министерство обороны Российской Федерации как собственник имущества несет бремя содержания в надлежащем состоянии здания общежития N 215 (инв. N 215), расположенном на территории военного городка N ***, однако действия по обеспечению пожарной безопасности здания не производит, что создает реальную угрозу жизни и здоровью военнослужащих и иных лиц, проживающих в общежитии, а также предпосылки к наступлению тяжких последствий.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельными и соглашается с выводами суда о необходимости возложить обязанность произвести необходимые работы именно на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества от имени Российской Федерации и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нуждаемост ь здания в ремонте каким-либо образом затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, здание общежития используется по назначению, в том числе для временного проживания военнослужащих, членов их семей и иных лиц.
При этом из актов технического состояния видно, что здание не оборудовано системами противопожарной безопасности, что свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья находящихся в указанном специализированном жилищном фонде военнослужащих, их семей и гражданского персонала, в связи с чем неисполнение ответчиком обязанности по проведению необходимых работ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного решения апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.