Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Кочергиной Т.В., Шипиковой А.Г., при ведении протокола помощником Тутуниной О.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя истца Пащенко П.М. по доверенности Пашова М.Б. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пащенко П*М* действующий в интересах П* к Департаменту городского имущества г. Москвы о выплате компенсационной выплаты за земельный участок, отказать, УСТАНОВИЛА:
Пащенко П.М, действующий в интересах П*, обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить компенсационную выплату взамен предоставления земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что истец один воспитывает двух несовершеннолетних дочерей П*, *** года рождения, и П*, *** года рождения, мать которых лишена в отношении них родительских прав. При этом дочь истца Пащенко Е.П, является ребенком-инвалидом, в связи с чем истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако получил отказ со ссылками на отсутствие свободных земельных участков соответствующей категории на территории г.Москвы. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд обязать ответчика предоставить компенсационную выплату взамен предоставления земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании просила в удовлетворения исковых требований отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Пащенко П.М. по доверенности Пашов М.Б.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что истец Пащенко П.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***.
Данных о том, что его семья признана нуждающейся в предоставлении жилых помещений и состоит на жилищном учете, не представлено.
Несовершеннолетняя дочь истца П*, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ФКУ "***" от 24 ноября 2011 года.
17 декабря 2019 года истец Пащенко П.М. обращался в Департамент городского имущества г.Москвы по вопросу предоставления земельного участка льготной категории граждан.
Письмом от 15 января 2020 года N ДГИ-гр-53019/19-1 Департамент городского имущества г.Москвы сообщил истцу о невозможности предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. В соответствии со ст.ст. 80, 83 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в городе Москве все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. Как также сообщалось заявителю, ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений, однако в настоящее время префектуры административных округов города Москвы в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2013 года N 76-ПП прекратили осуществление ранее возложенных на них полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенному за счет средств города Москвы, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется.
Разрешая требования истца об обязании Департамента городского имущества г.Москвы выплатить ему компенсацию на приобретение или строительство жилого помещения взамен предоставления земельного участка, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласна.
Как предусмотрено ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил учет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях предоставления им льгот осуществлялся по месту их жительства.
Между тем, данные Правила утратили силу с изданием Постановления Правительства РФ от 05 апреля 2018 года N 410.
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления участвуют в осуществлении мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории муниципального образования. Субъект Российской Федерации город Москва осуществляет местное самоуправление на территории города Москвы, исходя из интересов населения, проживающего на его территории, в связи с чем, земельные участки, находящиеся в ведении администрации города Москвы и являющиеся ресурсами данного образования, могут быть предоставлены в порядке ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жителям данного образования.
При этом какого-либо специального порядка предоставления земельных участков либо выплаты инвалидам компенсации для их приобретения положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не установлено.
Законодательные акты о реализации жилищных прав инвалидов, в частности, права на первоочередное получение земельного участка, городом Москвой не принимались, а в соответствии с общими нормами жилищного законодательства возможность реализации указанного права в отсутствии нуждаемости в предоставлении жилья на территории города Москвы не предусмотрена.
В городе Москве порядок и основания постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулированы Законом г.Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения истцом не представлено доказательств того, что его семья в установленном законом порядке признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающейся в предоставлении жилых помещений и состоит на жилищном учете.
Между тем, возможность реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления жилья либо иных мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, в том числе таких, как предоставление земельных участков инвалидам, в отсутствие признания их нуждающимися в таковом улучшении, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Более того, истцом заявлено требование о предоставлении ему компенсационной выплаты для приобретения земельного участка, однако из материалов дела не следует, что истец обращалась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по вопросу предоставления его семье такой выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность. Из ответа Департамента городского имущества г.Москвы следует, что истец обращался к ответчику именно по вопросу предоставления земельного участка, а не компенсационной выплаты.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Таким образом, учитывая отсутствие со стороны Департамента городского имущества г.Москвы нарушений жилищных прав истца, правовых оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, поскольку в предоставлении компенсационной выплаты Департамент городского имущества г.Москвы истцу не отказывал, а данный истцу ответ от 15 января 2020 года носил разъяснительный характер по вопросу предоставления в городе Москве земельных участков.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полной исследовал обстоятельства по делу, изложенные в решении выводы суда первой инстанции не противоречат собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Пащенко П.М. по доверенности Пашова М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.