Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Масленниковой Л.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Бухареве И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело (N 2-1941/20) по апелляционной жалобе Ожигина... на решение Перовского районного суда города Москвы от 25 мая 2020 года, которым постановлено:
"Взыскать с Ожигина... в пользу Отдела социальной защиты населения района Перово города Москвы ВАО незаконно полученную региональную доплату к пенсии в размере 558 954 руб.
Взыскать с Ожигина... государственную пошлину в доход бюджета г. Москвы в размере 8 789, 54 руб.", УСТАНОВИЛА:
УСЗН ВАО г. Москвы обратилось в суд с иском к Ожигину В.В. о взыскании переполученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010 по 31.12.2018 в размере 558 954 руб.
В обосновании заявленных требований УСЗН ВАО г. Москвы ссылалось на то, что Ожигин В.В. является получателем региональной социальной доплаты по выслуге лет по линии МВД, однако он не поставил в известность о своем трудоустройстве с 01.01.2010 по 31.12.2018, а также назначении с 24.12.2018 страховой пенсии, которая учитывается в сумму материального обеспечения пенсионера для определения права на региональную социальную доплату, в результате чего у ответчика перед Управлением образовалась задолженность в виде переплаты региональной социальной доплаты в размере 558 954 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
На основании определения от 22.09.2020 судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика - Архипчук К, представителя истца - Липаткину Т.В, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (часть 4).
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (часть 5).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчика, сведений о его извещении не имеется.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ послужило основанием для рассмотрения дела судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и является безусловным основанием к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Ожигина В.В. от 12.11.2007 ему назначена ежемесячная компенсационная выплата, осуществляемая за счет средств городского бюджета. В заявлении он указал, что не работает, а также обязался в 10-дневный срок извещать Управление о поступлении на работу, изменении места работы и должности, любом перерасчете пенсии (за исключением ее индексации в централизованном порядке), изменении состава семьи или места жительства.
Выплата региональной социальной доплаты Ожигину В.В. производилась с 01.01.2010 по 31.08.2019.
Ожигин В.В. с 01.01.2010 по 31.12.2018 был трудоустроен в ООО ЧОП "Газпром Охрана", ГУП "Московский метрополитен", ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен им. Ленина".
13.09.2019 ОСЗН района Перово ВАО г. Москвы вынесено решение N 171 об удержании с Ожигина В.В. излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 558 954 руб, ежемесячно по 20% до полного погашения.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Разрешая по существу спор о взыскании с Ожигина В.В. излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010 по 31.12.2018 в размере 558 954 руб, суд первой инстанции исходил из того, что Ожигин В.В, являясь получателем региональной социальной доплаты к пенсии, в этот период осуществлял трудовую деятельность, органу социальной защиты населения о своем трудоустройстве своевременно не сообщил, в связи с чем, пришел к выводу о том, что права на получение данной доплаты в спорный период Ожигин В.В. не имел, и с учетом норм статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования органа социальной защиты, взыскав с Ожигина В.В. в пользу УСЗН ВАО г. Москвы сумму излишне выплаченной региональной социальной доплаты как неосновательное обогащение в размере 558 954 руб.
В апелляционной жалобе Ожигина В.В. содержится довод о пропуске истцом срока исковой давности, который он был лишен возможности заявить по причине ненадлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Указанным выше Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, для установления начала течения срока исковой давности должна приниматься во внимание не только день, когда истец узнал о трудоустройстве Ожигина В.В, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
Как усматривается из материалов дела, со стороны УСЗН ВАО г. Москвы не осуществлялся контроль при выплате Ожигину В.В. региональной социальной доплаты к пенсии за соблюдением им как пенсионером условий для получения такой выплаты и за целевым расходованием средств на осуществление Ожигиным В.В. региональной социальной доплаты к пенсии на протяжении длительного периода - с 01.01.2010 по 13.09.2019.
Невыполнение УСЗН ВАО г. Москвы в период с 2010 года по 2019 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями при выплате Ожигину В.В. региональной социальной доплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной Ожигиным В.В. региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
С исковыми требованиями истец обратился в суд с иском 30.01.2020, следовательно, взысканию подлежит задолженность за последние три года до обращения в суд, т.е. с января 2017 года по декабрь 2018 года, исходя из расчета: 5 175, 50 руб. * 24 месяца = 124 212 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 25 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Ожигина... в пользу УСЗН ВАО г. Москвы региональную социальную доплату к пенсии в размере 124 212 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.