Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-36/2020 по апелляционной жалобе административного истца Михалевой Л.Т. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Михалевой Л.Т. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным и отмене решения о приостановлении регистрационных действий, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Михалева Л.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 31 июля 2019 г. N 77/009/221/2019-237 о приостановлении регистрационных действий в отношении земельного участка, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу***, возложить обязанность на Управление Росреестра по г. Москве осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 1843 кв.м, расположенный по адресу*** за Михалевой Л.Т.
В судебное заседание суд первой инстанции административный истец Михалева Л.Т. не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Коноваловой Л.Л, действующей также в качестве представителя заинтересованного лица ДСК им. Ларина, которая заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении; представитель административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве не явился, ранее представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что действия административного ответчика носили законный характер, поскольку в нарушение положений ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в регистрационное дело не представлен документ-основание возникновения права собственности Михалевой Л.Т. на спорный земельный участок - распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 21.01.2019 N 1282 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу***; представители заинтересованных лиц Управления Росимущества по г. Москве, Департамента городского имущества г. Москвы не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено вышеприведенное решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, об отмене которого просит административный истец Михалева Л.Т. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения административного истца Михалевой Л.Т, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение не отвечает требованиям статьи 176 КАС РФ.
Как следует из материалов дела Михалева Л.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.12.1983 N реестра ** и свидетельства о праве на наследство по закону (дополнительное) от 13.05.2010 года.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости данные о правообладателе такого земельного участка отсутствуют.
Имея намерение зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок, 22 июля 2019 года истец обратился с соответствующим заявлением в Управление Росреестра г. Москвы, приложив в качестве доказательств наличия у нее такого права справку N 53 из ДСК им. Ларина от 18.07.2019, согласно которой она удостоверяет право заявителя на указанный земельный участок и является основанием для государственной регистрации права собственности на него. Указанная справка содержит сведения о том, что согласно протоколу общего собрания ДСК им. Ларина N 01-2010 от 11.04.2010г. Михалева Л.Т. была принята в члены ДСК им. Ларина, за ней был закреплен распределенный земельный участок общей площадью 1843 кв.м, расположенный по адресу*** на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Решением Управления Росреестра по г. Москве N 77/009/221/2019-237 от 31.07.2019 государственная регистрация права собственности административного истца Михалевой Л.Т. на земельный участок, расположенный по адресу*** была приостановлена на 3 месяца; Михалевой Л.Т. разъяснено право на предоставление необходимых для осуществления государственной регистрации прав документов в форме документов на бумажном носителе, выражающее содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один их которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Также судом установлено, что 21 января 2019 года Департаментом городского имущества г. Москвы вынесено распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу***, п. 7 которого предусмотрено согласие с предоставлением Михалевой Л.Т. вышеуказанного земельного участка на праве собственности для целей эксплуатации жилого дома и жилого строения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ЕГРН сведения о правообладателе спорного земельного участка отсутствуют, при том, что при обращении к административному ответчику за регистрацией права собственности на такой земельный участок Михалевой Л.Т. правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение у неё права собственности на испрашиваемый земельный участок (документ, устанавливающий её право на указанный земельный участок, либо один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок) после приостановления государственной регистрации в установленный регистратором срок не представлены, распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 21.01.2019 N 1282 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу*** также не представлено, оснований для признания незаконным и отмене решения Управления Росреестра по Москве о приостановлении регистрационных действий и, как следствие возложении обязанности на Управление Росреестра по г. Москве осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за Михалевой Л.Т. не имеется; нарушений норм Закона о государственной регистрации недвижимости Управлением Росреестра по Москве при отказе в регистрации права собственности не установлено.
Однако, согласиться с законностью и обоснованностью указанных выводов суда судебная коллегия не может; они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвёртый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок не исключен из оборота; находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади, предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившим госссуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61, 5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка площадью 48 га в городе Москве.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону Михалева Л.Т. приобрела право собственности на жилой дом с кадастровым номером ** общей площадью 63, 4 кв.м, расположенный на земельном участке, находящемся по адресу: г. **, о чем в ЕГРП 20.01.2012 сделана запись регистрации N 77-77-20/032/2006-977.
Согласно пункту 2 статьи 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно протоколу общего собрания членов ДСК им. Ларина N 01-2010 от 11.04.2010 Михалева Л.Т. принята в члены ДСК им. Ларина, в связи с чем за ней был закреплен распределенный земельный участок общей площадью 1843 кв.м, расположенный по адресу*** на праве бессрочного (постоянного) пользования.
По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования дачей и земельным участком.
Решением общего собрания членов ДСК им. Ларина от 11 апреля 2010 года за Михалевой Л.Т. как за членом названного кооператива закреплен земельный участок площадью 1843 кв.м.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя указанные нормы земельного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Михалевой Л.Т, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Вместе с тем суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел приведенные выше нормы права в связи с чем, дал неправильную судебную оценку документам, исходящим от ДСК им. Ларина и имеющим доказательственное значение для правильного разрешения и рассмотрения настоящего дела.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Михалевой Л.Т. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным и отмене решения о приостановлении регистрационных действий, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 31 июля 2019 года о приостановлении регистрационных действий в отношении земельного участка площадью 1843 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу***, на основании заявления Михалевой Л.Т. от 22.07.2019 N77/009/221/2019-237.
Возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок по заявлению Михалевой Л.Т. от 22.07.2019 N77/009/221/2019-237.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.