Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Щербаковой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-1030/2019 по апелляционной жалобе административного истца Зезина А.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Зезина А.В. к Правительству Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения - отказать, УСТАНОВИЛА:
Зезин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в котором просил признать незаконным бездействие, выраженное в непринятии мер, установленных распоряжением Правительства Москвы от 19.12.2017 N 727-РП, направленных на рекультивацию нарушенных земель на территории "Опытно-экспериментальная площадка по обработке, отбору вторичных материальных ресурсов, захоронению и утилизации твердых коммунальных отходов на полигоне твердых бытовых отходов "Малинки", а также не предоставлении информации об исполнении распоряжения Правительства Москвы от 19.12.2017 N 727-РП, обязать обеспечить контроль над проведением мероприятий по рекультивации нарушенных земель на территории полигона ТБО "Малинки", а также установить сроки для разработки, обсуждения, утверждения плана рекультивации нарушенных земель полигона ТБО "Малинки".
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Зезин А.В. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Рудова А.Ю, который поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по доверенности Кузяев К.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал; представитель административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы по доверенности Гасанов М.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал; представитель заинтересованного лица ГУП города Москвы "Экотехпром" по доверенности Тарасова М.Д. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Зезин А.В, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителями административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица ГУП г. Москвы "Экотехпром", представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения к ней, выслушав объяснения представителей административных ответчиков по доверенностям Григорьева А.Э, Ершова А.П, представителя заинтересованного лица по доверенности Тарасовой М.Д, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 19.12.2017 Правительством Москвы в рамках предоставленных полномочий принято распоряжение N 727-РП "О консервации полигона твердых бытовых отходов "Малинки". Данное распоряжение не оспорено, не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Территория полигона ТБО "Малинки" и прилегающие к нему земли с 2017 года были огорожены по периметру, доступ на них ограничен и систематизирован, проезд осуществляется исключительно через контрольно-пропускной пункт.
Письмом от 27.07.2018 N РН-09-01-36/15783 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации даны разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель в связи со вступлением в силу с 20.07.2018 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" согласно которым указано, что в ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет. В силу указанного положения, Правительством Российской Федерации установлены четкие сроки, в течение которых проведение рекультивации запрещено, а нарушение данного положения может привести к серьезным негативным последствиям или даже к экологической катастрофе.
Согласно требованиям действующего природоохранного законодательства по обращениям граждан близлежащих районов специально уполномоченной организацией города Москвы по осуществлению государственного экологического мониторинга - Государственным природоохранным бюджетным учреждением "Мосэкомониторинг", являющейся подведомственной организацией Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в силу постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 N 284-ПП "О создании государственного природоохранного учреждения "Мосэкомониторинг" проводится постоянный экологический мониторинг и иные необходимые мероприятия, направленные на обеспечение необходимого уровня контроля за соблюдением на территории полигона санитарных и экологических требований.
Также установлено, что в соответствии с государственным заданием ГПБУ "Мосэкомониторинг" по обращениям граждан проводятся рейды передвижной экологической лабораторией. В 2018-2019 гг. в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поступали единичные жалобы на загрязнение атмосферного воздуха, обусловленного воздействием полигона ТБО "Малинки". А именно, за период с октября 2017 г. по ноябрь 2019 г. в рамках государственного экологического мониторинга на жилых территориях поселения Краснопахорское, поселения Щаповское, наиболее близко расположенных к полигону ТБО "Малинки", передвижной экологической лабораторией ГПБУ "Мосэкомониторинг" проведено 5 рейдов (28 ноября 2017 года, 27 сентября 2018 года, 29 сентября 2018 года, 10 ноября 2018 года, 28 февраля 2019 года) с целью исследования качества атмосферного воздуха с отбором проб по перечню загрязняющих веществ, характеризующих различные запахи.
По результатам указанных рейдов зафиксированные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на жилой территории не превысили установленных гигиенических нормативов, что подтверждено протоколами исследования атмосферного воздуха: N 438-439-в от 05.03.2019 г, N 440-041-в от 05.03.2019 г.; N 1643-в от 02.10.2018 г, N 1485-1487-в от 01.12.2017 г, N 1924-1925-в от 13.11.2018 г, а также протоколом проведения измерений уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижной экологической лабораторией N 1002-в от 12.11.2018 г, протоколом проведения измерений уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижной экологической лабораторией N227-в от 28.02.2019 г, протоколом проведения измерений уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижной экологической лабораторией N 695-в от 29.11.2017 г, протоколом проведения измерений уровня загрязнения атмосферного воздуха передвижной экологической лабораторией N 850-в от 27.09.2018 г.
С независимой экспертной оценкой результатов исследований, проводимых в рамках экологического мониторинга законсервированного полигона ТБО "Малинки", можно ознакомиться на официальном сайте ГУП "Экотехпром" в разделе "Экологическая политика".
Информация о проводимых ГУП "Экотехпром" в целях реализации распоряжения Правительства Москвы от 19.12.2017 N727-РП закупках и их последующего исполнения публикуется в соответствии с федеральным законодательством на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru).
С целью информирования общественности на полигоне ТБО "Малинки" установлена система WEB-камер круглосуточного видеонаблюдения за въездом/выездом и периметром территории. Изображение WEB-камер транслируется в режиме "on-line" на официальном сайте ГУП "Экотехпром" (http://www.eco-pro.ru/web-kamery).
Кроме того, информирование населения о состоянии полигона ТБО "Малинки" и реализация мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Москвы от 19.12.2017 N727-РП, осуществляется в соответствии с договоренностями, достигнутыми на открытой общественной дискуссии, проведенной на полигоне ТБО "Малинки". Так, по заявкам префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы проводятся регулярные посещения полигона ТБО "Малинки" для ознакомления инициативных групп граждан с проводимыми мероприятиями по его обслуживанию и содержанию.
Кроме того, пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
За период с 2017 года по настоящее время территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве не было выявлено несоблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования.
Также согласно материалам дела, административным истцом направлен в Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы одинаковые по содержанию обращения, в которых административный истец просил дать разъяснения о деятельности, связанной с рекультивацией нарушенных земель, в том числе, относительно проекта и сроков проведения рекультивации земель, об организации, которая будет проводить рекультивацию нарушенных земель, контроль за этими работами, а также финансирование этих работ.
В силу Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ на данные обращения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы своевременно в рамках компетенции органа даны соответствующие ответы с соблюдением установленного срока.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено, административным ответчиком не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, ответы на обращения административного истца даны в установленный законом срок; распоряжением от 19.12.2017 N 727-РП "О консервации полигона твердых бытовых отходов "Малинки" на административных ответчиков не возложена обязанность по принятию мер, направленных на рекультивацию нарушенных земель на территории "Опытно-экспериментальная площадка по обработке, отбору вторичных материальных ресурсов, захоронению и утилизации твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО "Малинки", при этом консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет; распоряжение Правительства Москвы от 19.12.2017 N 727-РП"О консервации полигона твердых бытовых отходов "Малинки" не оспорено и не отменено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания выводов суда незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункта 13 статьи 1 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" уполномоченный орган-орган исполнительной власти города Москвы, созданный для обеспечения проведения политики города Москвы в области обращения с отходами и осуществления управления организацией их обезвреживания и переработки.
В соответствии со статьей 6 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, как уполномоченный орган осуществляющий контроль в отношении деятельности в области обращения с отходами: участвует в формировании и обеспечении реализации политики города Москвы в области обращения с отходами, осуществляет управление организацией сбора, транспортировки, переработки и обезвреживания отходов; участвует в реализации единой политики города Москвы по охране окружающей среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов, обеспечению экономного использования сырьевых и энергетических ресурсов за счет максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья; обеспечивает создание условий для введения систем сбора и переработки отходов, а также координацию деятельности в этой области; осуществляет контроль за разработкой и реализацией программ города Москвы в области обращения с отходами; участвует в мероприятиях по экономическому стимулированию уменьшения образования отходов, раздельного сбора, сортировки и переработки отходов; оказывает методическую, организационную и иную помощь субъектам хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности при осуществлении ими деятельности по организации системы сбора и переработки отходов; организует и проводит оперативные мероприятия в случае возникновения ситуаций, представляющих непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека; осуществляет учет договоров на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, ввозимых на территорию города Москвы; осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Распоряжением от 19.12.2017 N 727-РП "О консервации полигона твердых бытовых отходов "Малинки" Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы поручено обеспечить: реализацию мероприятий по недопущению приема новых твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов "Малинки"; проведение мероприятий по эксплуатации в установленном порядке закрытого для приема отходов полигона твердых бытовых отходов "Малинки", предусматривающих в том числе мероприятия по сбору и очистке фильтрата, ливневых стоков и недопущению распространения фильтрата в почвенный слой, в водные объекты, а также загрязнения атмосферного воздуха; проведение постоянного экологического мониторинга и иных необходимых мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня контроля за соблюдением на территории полигона санитарных и экологических требований.
В непрерывном режиме осуществляется эксплуатация системы сбора и очистки фильтрата, продукты очистки по мере сбора передаются специализированным организациям, имеющим необходимую разрешительную документацию и отобранным на конкурсной основе. Проводятся работы по укреплению склонов тела полигона и техническому обслуживанию оборудования, задействованного в процессе эксплуатации полигона ТБО "Малинки", что подтверждается соответствующими контрактами, заключенными ГУП "Экотехпром", а именно: контракт от 15.04.2019 на техническое обслуживание очистных сооружений по очистке фильтрата на закрытом для приема отходов полигоне ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008319000021); контракт от 28.05.2019 на вывоз и утилизацию концентрата фильтрата с очистных сооружений закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008319000013); контракт от 12.03.2019 на оказание услуг по вывозу сточных вод (фильтрата) с закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008319000009); контракт от 17.12.2018 на поставку грунта глинистого в целях укрепления откосов закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 05732000083180001 15); контракт от 17.12.2018 на поставку грунта плодородного в целях укрепления откосов закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008318000114); контракт от 19.02.2019 на поставку химических реагентов для закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008319000001); контракт от 25.01.2019 на выполнение работ по укреплению откосов закрытого для приема отходов полигона ТБО "Малинки (реестровый номер торгов 0573200008318000123).
Таким образом, бездействие административных ответчиков по не проведению мероприятий предусмотренных распоряжением Правительства Москвы от 19.12.2017 N 727-РП "О консервации полигона твердых бытовых отходов "Малинки" отсутствует, поскольку необходимые действия во исполнение данного распоряжения совершены и продолжают совершаться.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которой не имеется; сводятся к переоценке доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не могут являться основанием для отмены решения суда, так как в любом случае не свидетельствуют об ущемлении прав административного истца.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.