Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Карасёвой Ю.А., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N 2-259/2020 по административному исковому заявлению Яковлевой Т.Я. к заведующей земельным отделом администрации Меленковского района Владимирской области Мочалиной И.Ю. о признании незаконным решения N 1731-01/07 от 11.09.2019 г. об отказе в утверждении схемы земельного участка и об обязании утвердить схему земельного участка
по апелляционной жалобе административного истца Яковлевой Т.Я. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года об отказе в удовлетворении требований, Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения административного истца Яковлевой Т.Я. и её представителя по доверенности Сердюкова Б.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Т.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением к заведующей земельным отделом администрации Меленковского района Владимирской области Мочалиной И.Ю, в котором просила признать незаконным решение N 1731-01/07 от 11 сентября 2019 года об отказе в утверждении схемы земельного участка, обязать утвердить представленную схему земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что в сентябре 2019 г. она обратилась в земельный отдел администрации Меленковского района Владимирской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка, предусматривающей перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной собственности, по адресу: **, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 2458 кв.м. Яковлева Т.Я. полагает, что принятое заведующей земельным отделом администрации Меленковского района Владимирской области Мочалиной И.Ю. решение N 1731-01/07 от 11.09.2019 г. об отказе в утверждении представленной Яковлевой Т.Я. схемы земельного участка является незаконным, противоречит положениям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования Илькинское сельское поселение Меленковского района Владимирской области, Р ешению Совета народных депутатов Меленковского района N 107/6 от 30.09.2008 г. Кроме того, Яковлева Т.Я. полагает, что оспариваемым решением нарушены её права, предоставленные ей статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса РФ. Согласно представленной схеме, земельный участок должен был быть образован путем указанного перераспределения.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года постановлено:
"Отказать в удовлетворении административного искового заявления Яковлевой Т.Я. к заведующей земельным отделом администрации Меленковского района Владимирской области Мочалиной И.Ю. о признании незаконным решения N 1731-01/07 от 11.09.2019 г. об отказе в утверждении схемы земельного участка и об обязании утвердить представленную Яковлевой Т.Я. схему земельного участка".
В апелляционной жалобе административный истец Яковлева Т.Я. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Яковлевой Т.Я. и её представителя по доверенности Сердюкова Б.Б, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что отказ заведующей земельным отделом администрации Меленковского района Владимирской области в утверждении представленной Яковлевой Т.Я. схемы земельного участка, предусматривающей перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности Яковлевой Т.Я, и земель, находящихся в государственной собственности, является правомерным, поскольку спорный земельный участок 299 кв.м. является частью земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно сформировать самостоятельный земельный участок, поскольку по действующим в Илькинском муниципальном образовании Меленковского района Владимирской области Правилам землепользования и застройки, предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка, которые могут быть предоставлены гражданам по виду разрешенного использования - ведение огородничества, составляют от 200 до 2500 кв.м. Таким образом, испрашиваемый Яковлевой Т.Я. земельный участок площадью 299 кв.м. может быть предоставлен третьим лицам как вновь образованный земельный участок; кроме того, по сообщению администрации Меленковского района, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которого еще не истек, относительно земельного участка площадью 1000 кв.м, имеющего месторасположение: **, примерно в 115 м. по направлению на запад от д. 47. При образовании испрашиваемого Яковлевой Т.Я. по предоставленной схеме земельного участка, будет существовать полное или частичное совпадение вновь образуемого земельного участка с земельным участком, имеющимся по указанным ориентирам.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела, соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Судом установлено, что Яковлева Т.Я. в сентябре 2019 г. обратилась в земельный отдел администрации Меленковского района Владимирской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка, предусматривающей перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной собственности, по адресу: **, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 2458 кв.м.
Согласно представленной Яковлевой Т.Я. схеме земельного участка предлагалось осуществить перераспределение земельного участка с кадастровым номером ** площадью 2159 кв.м, находящегося в частной собственности, и земель площадью 299 кв.м, находящихся в государственной собственности. Однако, земельный участок **, находящегося в собственности Яковлевой Т.Я, ранее уже был образован в результате перераспределения принадлежащего ей земельного участка площадью 1860 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 299 кв.м. По данному поводу с Яковлевой Т.Я. было заключено соглашение от 15.08.2019 г.
Статья 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Советов народных депутатов муниципального образования Илькинское сельское поселение от 30 апреля 2014 года N 14, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Илькинское Меленковского района Владимирской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Заявленный к перераспределению земельный участок площадью 299 кв.м. соответствует требованиям для образования земельного участка с разрешенным использованием - ведение огородничества, предельные минимальные и максимальные размеры которого, согласно Правила землепользования и застройки (статьи 36-1, 36-2), 200 кв.м. - 2500 кв.м, то есть без нарушения предусмотренных требований, может быть предоставлен как вновь образованный земельный участок третьим лицам.
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 299 кв.м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования - ведение огородничества, что в свою очередь является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что Яковлевой Т.Я. было правомерно отказано в предоставлении государственной услуги, решение административного ответчика об этом соответствует закону, прав административного истца не нарушает, принято Администрацией в пределах предоставленной компетенции; оспариваемое решение Администрации муниципального образования Меленковского района Владимирской области N 1731-01/07 от 11.09.2019 принято в связи с возможностью формирования из испрашиваемой земли самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям о предельных минимальных размерах, предъявляемых к образуемым земельным участкам с видом разрешенного использования - ведение огородничества.
Решение суда об отказе в административном иске принято в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца, изложенную в административном иске и в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и с учетом вышеизложенного обоснованно признана несостоятельной, основанной на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном ее распространении на рассматриваемые правоотношения.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, оснований для переоценки доказательств и установленных судом обстоятельств, не имеется; несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального и процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно; в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ административный ответчик доказал соответствие принятого и оспариваемого решения нормативным правовым актам, напротив, административный истец доказательств нарушения его прав не представил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется; нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.