Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б., при секретаре Щербаковой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 года, которым постановлено:
"Отказать некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" в удовлетворении требований к Минюсту России о признании уведомления, решения и бездействия незаконными, обязании исключить Фонд из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", УСТАНОВИЛА:
Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании уведомления, решения и бездействия незаконными, обязании исключить Фонд из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что выводы уполномоченных органов о получении иностранного финансирования не соответствуют действительности, денежные средства, полученные из иностранных источников были возвращены отправителям.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации явился, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Гимади В.И, представителя Министерства юстиции Российской Федерации - Рудак Т.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 09.10.2019 некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
21.10.2019 Фондом в адрес Министерства Юстиции России направлено заявление об исключении из указанного реестра, в связи возвратом денежных средств, полученных из иностранных источников, отправителям.
Минюстом России организована внеплановая проверка в отношении административного ответчика, проведение которой поручено Главному управлению Минюста России по г. Москве.
По итогам проведенной в период с 11.12.2019 по 15.01.2020 проверки составлен акт от 15.01.2020, в котором указано об отсутствии оснований для исключения Фонда из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно материалам дела некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" 15.10.2019 возвратила иностранной организации... денежные средства в размере.., с указанием "возврат ошибочно зачисленных денежных средств платежными поручениями... ". В свою очередь, возврат денежных средств директором Фонда Ждановым И.Ю. иностранной организации.., Фондом не подтвержден.
Минюстом России 17.01.2020 принято распоряжение N38-р об отказе в исключении из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента, о чём административному истцу направлено уведомление от 21.01.2020 N11-5197/20.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что действия Минюста России и его территориальных подразделений основаны на законе. Административный истец получал финансовую поддержку от иностранных источников и причастен к осуществлению политической деятельности, полученные денежные средства в полном объеме не возвращены, соответственно оснований для исключения из реестра не имеется.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Основанием для отказа Минюста России в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, послужили полученные в ходе вышеуказанной проверки результаты.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив" и др." отмечено, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.
В условиях, когда Российская Федерация, как это прямо следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, не мыслит себя вне мирового сообщества, получение российскими некоммерческими организациями, принимающими участие в политической деятельности, иностранного финансирования - по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2010 года N 14-П, - само по себе не может ставить под сомнение лояльность таких организаций по отношению к своему государству. Иное не только было бы несовместимо с конституционной необходимостью обеспечения взаимного доверия и уважения граждан (их объединений) и государства, но и противоречило бы статье 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность охранять достоинство личности и не допускать его умаления. Соответственно, законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности.
Возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях" решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 7.1 настоящей статьи, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается уполномоченным органом не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о ее исключении из указанного реестра.
Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд.
По результатам рассмотрения материалов Минюстом России принято решение об отказе в исключении некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы административного истца о том, что денежные средства, полученные Ждановым И.Ю. от иностранной организации... и являющиеся его личным имуществом могли не возвращаться, однако были возвращены, о чем были поставлены в известность уполномоченные должностные лица Минюста России, правомерно были не приняты судом первой инстанции в качестве основания для удовлетворения административного иск, поскольку Минюстом России при включении Фонда в соответствующий реестр указывалось на получение Фондом иностранного финансирования, в том числе и его директором Ждановым И.Ю. представленная справка о возврате Ждановым 06.11.2019 денежных средств в сумме.., не была представлена при проведении внеплановой документарной проверки.
При этом судебная коллегия отмечает, что некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" не лишена возможности повторно обратиться с заявлением об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, представив необходимые доказательства, подтверждающие отсутствие финансирования от иностранных организаций.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией", без удовлетворения.
Решение суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.