Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Кирпиковой Н.С, Гордеевой О.В, при секретаре Щербаковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-52/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика призывной комиссии района Тропарёво-Никулино города Москвы по доверенности Ерофеева А.В. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2020 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Призывной комиссии района Тропарево- Никулино Западного административного округа г. Москвы от 12.12.2019 года о призыве Климанова М.В. на военную службу, УСТАНОВИЛА:
Климанов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии района Тропарево-Никулино г. Москвы, в котором просил признать незаконным решение о призыве на военную службу от 12.12.2019, мотивировав свои требования тем, что проходит обучение по очной форме по программе магистратуры, в связи с чем имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Климанов М.В. и его представитель по доверенности Гусаков И.С. заявленные административные исковые требования поддержали; представитель административного ответчика призывной комиссии района Тропарёво-Никулино г. Москвы не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено приведенное выше решение об отмене которого просит представитель административного ответчика по доверенности Ерофеев А.В. по доводам апелляционной жалобы, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения к ней, выслушав объяснения административного истца Климанова М.В. и его представителя по доверенности Гусакова И.А, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд, правильно руководствуясь нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что решение призывной комиссии района Тропарево-Никулино г. Москвы от 12.12.2019 не соответствует пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", поскольку Климанов М.В. обучается по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе магистратуры, не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.
Судебная коллегия названные суждения суда первой инстанции находит правомерными, и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Климанов М.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Раменского района г. Москвы.
В 2014 году Климанов М.В. поступил в ФГАУ ВПО "НИУ "Высшая школа экономики".
22.06.2019 года по итогам государственной аттестации ему была присвоена квалификация бакалавр и выдан соответствующий диплом.
19.08.2019 года Климанов М.В. был зачислен в ФГАУ ВПО "НИУ "Высшая школа экономики" на первый курс очной формы обучения по программе магистратуры "Транспортное планирование", о чем в военный комиссариат он представил соответствующие документы.
Решением призывной комиссии района Тропарево-Никулино от 12.12.2019 года Климанов М.В. призван на военную службу.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в дальнейшем - Закон N 53-ФЗ) подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Закона N 53-ФЗ).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Судебная коллегия принимает во внимание, что согласно приказу N 6.18.1-05/1908-17 от 19.08.2019 Климанов М.В. зачислен с 01.09.2019 на 1-й курс факультета городского и регионального развития на обучение по образовательной программе высшего образования - программе магистратуры "Управление пространственным развитием городов" по направлению 07.04.04 Градостроительство, таким образом, продолжил обучение по программе магистратуры в НИУ "Высшая школа экономики".
В статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образование определено как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (пункты 1, 4).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, принятое административным ответчиком решение о призыве Климанова М.В. на военную службу, не соответствует закону, существенно ограничивает его права и не соответствует установленному Конституцией РФ принципу равенства всех перед законом.
Таким образом, в данном случае имелись основания, указанные в пункте 1 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое решение не влечет нарушение прав административного истца Климанова М.В, поскольку отменено, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент рассмотрения судом административного спора оспариваемое решение призывной комиссии района Тропарёво-Никулино г. Москвы не было отменено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, материальный закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.