Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Салиховой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-225/2020 по апелляционной жалобе административного истца Лесина П.Б. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Лесина П.Б. к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения о приостановлении и об отказе в проведении регистрационных действий, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Лесин П.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просил признать незаконными решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и последующем отказе в проведении регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: **, кадастровые номера ***, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на указанное имущество.
В обоснование требований административный истец указал, что приобрел указанное имущество на законных основаниях, представил в регистрационный орган документы для осуществления государственной регистрации прав, которая была безосновательно приостановлена.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Лесин П.Б. не явился, обеспечил явку своего представителя, который заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве и представитель заинтересованного лица ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, считая решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Шамдиновой А.М, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 29.11.2019 Лесин П.Б. приобрел у Шестакова А.Б. на основании договора купли-продажи и акта приема передачи три земельных участка, расположенных по адресу: **, ранее поставленных на учет с кадастровыми номерами: ** (л.д. 217-219).
Имея намерение зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости, 06.12.2019 Лесин П.Б. обратился с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Москве, представив в качестве документа-основания вышеназванный договор купли-продажи земельных участков от 29.11.2019 (л.д. 186).
Решением Управления Росреестра по Москве N 77/011/219/2019-3944, 3948, 3951 от 17.12.2019 государственная регистрации перехода права собственности заявленных к регистрации земельных участков была приостановлена сроком до 17.03.2020, на основании п.п. 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" ввиду возникших сомнений в подлинности представленных документов и достоверности сведений, указанных в них (л.д. 207-208), со ссылкой на обращение от 22.07.2019 исх.N794617 Заместителя руководителя Следственного управления по Южному административному округу города Москвы ГСУ СК России по г. Москве Семенова В.В, согласно которому в производстве СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве находится уголовное дело N794617, выделенное 12.02.2013 из уголовного дела N4444034.
В целях прояснения обстоятельств, препятствующих государственной регистрации, в СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве направлены соответствующие запросы (л.д. 179-182).
Поскольку запрошенные сведения по истечении срока приостановления государственной регистрации не поступили, Управление Росреестра по Москве отказало Лесину П.Б. в регистрации права на земельные участки по адресу: **, со ссылкой на ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (решение N 77/011/219/2019-3944, 3948, 3951 от 17.03.2020) (л.д. 205-206).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не усмотрел в действиях и решениях Управления Росреестра по Москве нарушений требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов административного истца, при этом исходил из того, что материалы дела содержат сведения о возможных мошеннических (противоправных) действиях, связанных с отчуждением земельных участков, заявленных к регистрации, о которых сказано в письме СУ по ЮАО ГСУ СК России по г. Москве N 794617 от 22.07.2019.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с частями 3, 4, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 часть 1 вышеназванной статьи).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что регистрация приостановлена на основании письма СУ по ЮАО ГСУ СК России по г..Москве от 22.07.2019, согласно которому в производстве СУ по ЮАО ГСУ СК России по г..Москве находится уголовное дело N794617, выделенное 12.02.2013 из уголовного дела N444034 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что в период времени с 16.03.2009 по 25.10.2010 неустановленные лица, находясь в г..Москве, имея умысел на приобретение права на чужое имущество путем обмана, изготовили посредством цветной струйной печати не соответствующие действительности, то есть заведомо подложные выписки из похозяйственной книги о наличии у ряда лиц прав на земельные участки, расположенные на территории ДСК им. Ларина в районе Лианозово г..Москвы, заверив их печатями управы района Лианозово г..Москвы, выполненными аналогичным способом. Во исполнение преступного умысла неустановленные лица предоставили указанные выписки из похозяйственной книги в Управление Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по г..Москве, где была произведена регистрация права собственности и выданы соответствующие свидетельства. В результате незаконных действий земельные участки, принадлежащие г..Москве, перешли в собственность указанных в подложных выписках лиц, что причинило ущерб на сумму более 1 000 000 руб, то есть в особо крупном размере. В связи с чем следственные органы просили сообщить, направлялись ли в 2010-2011 гг. при регистрации прав на объекты недвижимости запросы в Управу района Лианозово г..Москвы о наличии полномочий на ведение похозяйственной книги и выдачу выписок из нее, а также о подтверждении факта выдачи указанных выписок в отношении перечисленных в списке земельных участков, а также направлялись ли в 2010-2011 гг. запросы в ДСК им.
Ларина о членстве в кооперативе, факте проживания и ведения личного подсобного хозяйства лицами, предоставившими выписки из похозяйственной книги в отношении перечисленных в списке земельных участков.
Отказ в регистрации мотивирован непоступлением ответов на запросы регистратора.
Вместе с тем, административный ответчик соответствующие запросы для устранения возникших сомнений о законности и допустимости регистрационных действий по заявлению административного истца в отношении спорных земельных участков не направлял.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.
Как следует из правовой позиции, сформированной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, оспариваемые отказы в предоставлении государственной услуги не соответствует требованиям закона, при том, что на данной стадии не исключена возможность направления повторного запроса.
Кроме того, само по себе непоступление ответа на межведомственный запрос в силу закона не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что административным ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не представлено доказательств законности оспариваемых решений, напротив права административного истца нарушены в результате незаконного отказа в осуществлении регистрации прав по никем не оспоренным договорам купли-продажи, представленным административным истцом в качестве оснований для осуществления государственной регистрации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ считает, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований полагать оспариваемые решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве законными, а права Лесина П.Б. не нарушенными.
На основании изложенного, судебная коллегия находит административный иск Лесина П.Б. подлежащим удовлетворению; решения Управления Росреестра по Москве от 17.12.2019 о приостановлении государственной регистрации, а также от 17.03.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности Лесина П.Б. на земельные участки с кадастровыми номерами: **, надлежит признать незаконными и в целях восстановления прав административного истца возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность повторно рассмотреть заявления Лесина П.Б. о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами ** в порядке предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве от 17 декабря 2019 года, от 17 марта 2020 года о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и об отказе в государственной регистрации права собственности N77/011/219/2019-3944, 3948, 3951. Обязать Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявления Лесина П.Б. о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами ** в порядке предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.