Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Сангаджиевой Д.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-56/2020 по административному исковому заявлению Мысливцева Владимира Максимовича к руководителю ДГИ г. Москвы Гаману М.Ф. о признании бездействия незаконным, признании нуждающимися в жилом помещении
по апелляционной жалобе административного истца Мысливцева В.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения административного истца Мысливцева В.М. и его представителя по ордеру Сердюкова К.Г, заинтересованного лица Мысливцевой Г.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мысливцев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие руководителя ДГИ г. Москвы Гамана М.Ф, признании нуждающимися в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что с 1975 года является москвичом, проживает в городе Москве, в коммунальной квартире более 10 лет, поскольку в январе 2000 года он был вынужден расторгнуть свой брак с супругой, ввиду наличия сложных отношений между бывшими супругами в 2004 году они были вынуждены в судебном порядке разделить лицевой счёт. Мысливцев В.М. является малоимущим, что подтверждается решением N 1471 от 17.06.2010 года УСЗН района Тропарёво-Никулино ЗАО г..Москвы. Также истец и его бывшая супруга-Мысливцева Г.А, являются пенсионерами и приобрести отдельное жилое помещение за свой счёт они не в состоянии. В настоящий момент дальнейшее совместное проживание на жилой площади не представляется возможным. Фактически, в коммунальной квартире проживают четыре человека: административный истец, его бывшая жена Мысливцева Г.А, их сын Мысливцев В.В, их внук - малолетний Мысливцев Е.В, ** года рождения. Административный истец и заинтересованное лицо 10 апреля 2019 года обратились на имя административного ответчика с заявлением, в котором просили рассмотреть вопрос признания истца, нуждающимся в отдельном жилом помещении и принятии его на жилищный учет, как нуждающегося в жилом помещении. 8 мая 2019 года истец получил ответ N ДГИ-ГР-16367/19-1, датированный за подписью не административного ответчика, а некого заместителя начальника Управления ведения жилищного учёта ДГИ г..Москвы Каримова Р.Р, в котором, вопреки требованиям законодательства, административный ответчик уклонившись от рассмотрения заявления истца по существу за подписью третьего лица, к которому истец не обращался, привел некие правовые сведения из разнообразных подзаконных нормативных актов и ЖК РФ. У административного истца отсутствует информация о мерах, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя в связи с его обращением.
По мнению административного истца административный ответчик не исполнил требований ч.ч. 2-3 ст.40 Конституции РФ, п. 4.2.51. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства г..Москвы от 20 февраля 2013 г..N 99-ПП, в связи с чем, в действиях ответчика истец усматривает бездействие - прямое уклонение от рассмотрения указанного выше заявления- обращения (ч.1 ст.9 Федерального закона N 59-ФЗ) и от дачи ответа заявителю по существу (ч.3 ст. 10 Федерального закона N 59 - ФЗ), чем также были нарушены и Конституционные права истца (ст.33 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.ст. 40, 45 Конституции РФ).
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года постановлено:
"В удовлетворении административного иска Мысливцева Владимира Максимовича к руководителю ДГИ г. Москвы Гаману М.Ф. о признании бездействия незаконным, признании нуждающимися в жилом помещении - отказать".
В апелляционной жалобе административный истец Мысливцев В.М. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Мысливцева В.М. и его представителя по ордеру Сердюкова К.Г, заинтересованного лица Мысливцевой Г.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая настоящее административное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях, при этом исходил из того, что административный истец в установленном порядке с заявлением о признании его малоимущим в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не обращался; поданное Мысливцевым В.М. обращение было рассмотрено Департаментом, и истцу были даны разъяснения соответствующим письмом по вопросу порядка постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.
Применительно к предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Мысливцев В.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Москва, ул. **.
10 апреля 2019 года Мысливцев В.М. обратился на имя административного ответчика с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос признания его нуждающимся в отдельном жилом помещении и принятии на жилищный учет, как нуждающегося в жилом помещении.
Департаментом рассмотрено обращение Мысливцева В.М. от 10.04.2019 на имя Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента М.Ф. Гамана по жилищному вопросу.
На вышеуказанное обращение Департаментом дан ответ от 08.05.2019 за N ДГИ- ГР-16367/19-1, которым разъяснен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях и постановке на жилищный учет.
Одновременно даны разъяснения о том, что в соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, в компетенцию Департамента не входит признание разными семьями в целях рассмотрения жилищных вопросов граждан.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Органы исполнительной власти осуществляют свою компетенцию в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП, утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений.
Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданами, установлен пунктом 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
В соответствии со статьей 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно части 1 статьи 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
На основании части 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
Как предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу части 4 статьи 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в рамках предоставления государственной услуги города Москвы в соответствии с приложением 6 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2014 N521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" путем подачи желающими встать на учет заявления и пакета документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы "Мои документы"; перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в п.2.5 Регламента. Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту и подписывается заявителем и всеми членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании судебного постановления).
Судебная коллегия отмечает, что в письме N ДГИ-ГР-16367/19-1 от 08.05.2019 административному истцу Мысливцеву В.М. разъяснен порядок предоставления государственной услуги
На основании изложенного, судебная коллегия делает вывод, что обращение административного истца Мысливцева В.М. рассмотрено в установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядке, уполномоченным лицом; направленный административному истцу ответ с разъяснениями непосредственно касался поставленных в обращении вопросов; подготовлен в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, дан в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований; напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а утверждения истца об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства; обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы; несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращения.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно; оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ; установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами; положения статьи 180 КАС РФ при принятии решения соблюдены; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.