Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-521/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Солнечногорску Московской области к Шарову С.Л. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Шарова С.Л. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Солнечногорску Московской области (далее - ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области) обратилась в суд с административным иском к Шарову С.Л. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 15 097 руб, пени в размере 212, 87 руб. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Шаров С.Л. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области в качестве плательщика земельного налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление N73777295 от 30 августа 2018 года, в котором в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Налогового кодекса РФ указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, вместе с тем, административный ответчик надлежащим образом обязанность по уплате земельного налога за 2015, 2016 годы в полном объеме не исполнил.
Решением Головинского районного суда г.Москвы от 26 мая 2020 года а дминистративные исковые требования ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области удовлетворены. Указанным решением постановлено:
Взыскать с Шарова С.Л. в пользу бюджета Московской области земельный налог в размере 15 097 руб, пени в размере 212, 87 руб.
Взыскать с Шарова С.Л. в доход бюджета г.Москвы государственную пошлину в размере 612, 39 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Шаров С.Л. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика Шарова С.Л, представителя административного истца ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области по доверенности Волкова С.Д, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Шаров С.Л. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *.
Согласно налоговому уведомлению N73777295 от 30 августа 2018 года Шарову С.Л. произведен перерасчет земельного налога за 2015 год - общая сумма налога рассчитана в размере 12 274 руб, установлена сумма к доплате в размере 9 058 руб, за 2016 год - общая сумма налога - 8 183 руб, сумма к доплате - 6 039 руб, с установлением срока для уплаты не позднее 3 декабря 2018 года (л.д.15).
Расчет налога за 2015, 2016 годы произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 4 091 370 руб.
Поскольку в указанный срок административным ответчиком земельный налог уплачен не был, в адрес административного ответчика было направлено требование N37 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 28 января 2019 года, которым предложено уплатить задолженность по земельному налогу в размере 15 097 руб, пени в размере 212, 87 руб. в срок до 25 марта 2019 года (л.д.13-14).
22 июля 2019 года мировым судьей судебного участка N73 Головинского района г.Москвы, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N76 Войковского района г.Москвы, вынесен судебный приказ о взыскании с Шарова С.Л. в пользу ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области задолженности по земельному налогу в размере 15 097 руб, пени в размере 212, 87 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N76 Войковского района г.Москвы от 15 августа 2019 года судебный приказ отменен на основании возражения должника против его исполнения.
В суд с настоящим иском административный истец обратился 22 ноября 2019 года (л.д.28), то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, проверив правильность представленного административным истцом расчета налога, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком надлежащим образом не исполнена, имеющаяся задолженность не погашена, в связи с чем взыскал с Шарова С.Л. недоимку по земельному налогу за 2015-2016 годы, пени за просрочку его уплаты в размере 212, 87 руб.
При этом судом в соответствии со статьями 178, 180 КАС РФ проверены и отколонены доводы административного ответчика об уплате им земельного налога за 2015-2016 годы в полном объеме на основании ранее выставленных ему налоговых уведомлений, при этом судом указано на то, что согласно представленным ответчиком налоговому уведомлению N59412685 от 9 сентября 2016 года и налоговому уведомлению N77710208 от 22 сентября 2017 года земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: *, исчислен исходя из его кадастровой стоимости 1 071 975 руб, в то время как в указанный период времени кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 4 091 370 руб.
Судом учтено, что перерасчет размера земельного налога Шарову С.Л. был произведен в связи с поступлением в ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному ответчику.
С учетом изложенного, суд, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что налоговый орган вправе был произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате Шаровым С.Л. за спорные налоговые периоды.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Ссылки Шарова С.Л. в апелляционной жалобе на уплату им земельного налога за 2015-2016 годы в полном объеме на основании налоговых уведомлений N59412685 от 9 сентября 2016 года и N77710208 от 22 сентября 2017 года не влияют на правомерность выводов суда о наличии у ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области законных оснований для осуществления перерасчета Шарову С.Л. земельного налога на основании сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, внесенных в установленном порядке в ЕГРН.
При этом в силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ н алог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ, не допускающие перерасчет налога, увеличивающий его размер, к спорным правоотношениям применению не подлежат, поскольку введены в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N334-ФЗ, применяются с 1 января 2019 года и обратной силы не имеют. Учитывая, что перерасчет налога за 2015-2016 годы осуществлен налоговым органом налоговым уведомлением N73777295 от 30 августа 2018 года, то есть до 1 января 2019 года, административный истец вправе был произвести перерасчет налога, повлекший его увеличение.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарова С.Л. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.