Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2059/2020 по административному исковому заявлению наименование организации к Департаменту городского имущества адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости в размере рыночной:
земельного участка общей площадью 417 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 713, 4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 117 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 105 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 5 818 кв.м с кадастровым номером 77:05:0008002:69, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008002:69 производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилого здания и арендатором спорных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N543/009/19, подготовленный наименование организации.
В судебном заседании от представителя административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес просил в удовлетворении требований отказать, представил письменные возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, а также ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства по делу, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Размер арендной платы за указанные земельные участки может изменяться в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков без согласования с арендатором.
Поскольку административный истец является собственником нежилого здания и плательщиком налога на имущество, а арендная плата исчисляется также исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
Судом отклоняются изложенные в письменных возражениях доводы Департамента городского имущества адрес о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, поскольку соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Утверждения представителя административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 713, 4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, расположенное по адресу: адрес, а также административный истец является арендатором:
земельного участка общей площадью 417 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, расположенного по адресу: адрес, по договору аренды от дата N М-01029251 и дополнительным соглашениям к договору;
земельного участка общей площадью 117 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, расположенного по адресу: адрес, по договору аренды от дата N М-01-049276;
земельного участка общей площадью 105 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, расположенного по адресу: адрес, по договору аренды от дата N М-01-049276.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на дата.
В отношении указанных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере сумма, сумма и сумма, сумма соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N543/009/19, подготовленный наименование организации, согласно которому по состоянию на дата рыночная стоимость определена:
земельного участка общей площадью 417 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 713, 4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 117 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 105 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дата. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N543/009/19, подготовленный наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
По состоянию на дата рыночная стоимость определена:
земельного участка общей площадью 417 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 713, 4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 117 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 105 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ затратного подхода обоснован.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что заключение судебной оценочной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны на допустимых доказательствах, поскольку возражения относительной выводов судебной оценочной экспертизы подготовлены представителем административного ответчика, наличие специального образования в области оценочной деятельности у которого документами по делу не подтверждено.
В опровержении представленных административным ответчиком возражений по заключению судебной оценочной экспертизы экспертом даны подробные письменные пояснения, опровергающие замечания, с которыми нет оснований не согласиться.
Суд считает, что эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов аналогов и объектов оценки.
Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
В сравнительном подходе были использованы аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектами экспертизы.
В рамках расчета рыночной стоимости эксперт подобрал 5 объектов аналогов, сходных с объектами исследования, указав на 76 странице заключения их среднее значение цен, и внес корректировки по основным ценообразующим факторам (стр. 124-132). Корректировки, используемые экспертом, не превышают допустимого значения (30%), а однородность подобранных объектов аналогов отражает коэффициент вариации скорректированных цен после отбора, равный 175 %, что является допустимым.
Административным ответчиком ошибочно сравнивается итоговое значение рыночной стоимости нежилого здания, полученное экспертом, со средним значением цен единых объектов недвижимости, представленных в аналитических исследованиях, поскольку в данном случае не учитывается класс зданий и другие характеристики объектов недвижимости.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о необходимости использования для расчета потенциального валового дохода всей площади объекта недвижимости, поскольку в соответствии с пунктом 23 ж ФСО-7 "Оценка недвижимости", возможность применения которого при производстве экспертизы сторонами не оспаривалась, "для недвижимости, которую можно сдать в аренду в качестве источника доходов следует рассматривать арендные платежи". То есть в соответствии с этим пунктом для расчета потенциального валового дохода используются арендные ставки аналогов, полученные при учете только арендопригодной площади. Потери, возникающие у собственника от невозможности сдать помещения лестниц, лифтов, технического назначения и т.п, собственник объекта недвижимости компенсирует двумя возможными вариантами: либо учитывает при определении ставки аренды для арендопригодной площади объекта, либо устанавливает повышающий коэффициент к данной арендной ставке. Содержание объявлений о сдаче в аренду помещений объектов-аналогов не содержит указание на взимание каких-либо дополнительных платежей и повышающих коэффициентов помимо арендной платы за сдаваемую в аренду площадь, что значит, что ставка уже включает в себя некую компенсацию потерь от невозможности сдать неарендопригодную площадь в аренду. Такой подход, по мнению суда, является правильным, а потому экспертом обоснованно не принимаются для расчета вспомогательные площади.
В этой связи, суд считает, что позиция административного ответчика о неверном определении результатов рыночной стоимости нежилого здания и земельных участков в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
Поскольку основанием для назначения по делу повторной экспертизы в соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов), исходя из того, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы, а также представил мотивированные ответы, опровергающие замечания на заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что противоречия, указанные представителем административного ответчика, в ходе судебного заседания не установлены, заключение эксперта не содержит неясностей, требующих назначения повторной экспертизы.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость нежилого здания и земельных участков, указанных выше, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
На основании положений статьи 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском - дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Департаменту городского имущества адрес удовлетворить.
Установить по состоянию на дата на период с дата и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость в размере рыночной:
земельного участка общей площадью 417 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 713, 4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 117 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 105 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
Датой обращения наименование организации с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.