Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Маргарита 28" ** И.С. на постановление судьи Пресненского районного суда Москвы от 23 июля 2020 года, которым ООО "Маргарита 28" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ** 000 рублей, установил:
26 июня 2020 года уполномоченным должностным лицом - ведущим специалистом сектора по вопросам экономики, торговли и услуг управы Пресненского района г. Москвы Ковалевым И.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Маргарита 28".
Дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник отсутствует состав правонарушения, работник на фотографии использует средства защиты, зафиксированное время не является рабочим, также ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебное заседание представитель и защитник ООО "Маргарита 28" не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Также изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как усматрвиается из материалов дела, 16.06.2020 г. в 22 час. 59 мин. по адресу: г.Москва, ул. **, ООО "Маргарита 28" не обеспечило в помещениях, в которых осуществляется торговая деятельность: в кафе-ресторане "Маргарита", соблюдение работниками указанного объекта использования средств индивидуальной защиты органов дыхания в период режима повышенной готовности, чем нарушило требования п.п. 1.4, 2.2.1, 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Виновность юридического лица ООО "Маргарита 28" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств :
- протоколом об административном правонарушении от 26.06.2020г, согласно которому 16.06.2020 г. в 22 час. 59 мин. по адресу: г.Москва, ул. **, ООО "МАРГАРИТА 28" не обеспечило в помещениях, в которых осуществляется торговая деятельность: в кафе-ресторане "Маргарита", соблюдение работниками указанного объекта использования средств индивидуальной защиты органов дыхания в период режима повышенной готовности, чем нарушило требования п.п. 1.4, 2.2.1, 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.06.2020 г, из которого следует, что 16.06.2020 г. в период времени с 22 час. 38 мин. по 22 час. 50 мин. по адресу: г.Москва, ул**, проведен осмотр помещений кафе-ресторана "Маргарита", в ходе которого установлено, что работниками указанного объекта не используются средства индивидуальной защиты органов дыхания, с приложенными к нему фотоматериалами;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "МАРГАРИТА 28" от 26.06.2020 г. и иными материалами дела.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп."б" п.6 ст.4.1, пп."а", "у", "ф" ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ и последующие) и др.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.п. 1.4, 2.2.1, 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", работники обязаны соблюдать режим использования средств индивидуальной защиты, установленный настоящим указом, с учетом особенностей, установленных работодателем, а работодатели обязаны обеспечить соблюдение следующего режима использования средств индивидуальной защиты: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц, использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Между тем, из исследованных доказательств можно сделать вывод о том, что работниками ООО "Маргарита 28" в помещениях, в которых осуществляется торговая деятельность: в кафе-ресторане "Маргарита", не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Само по себе наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания одетых таким образом, что они не защищают органы дыхания, не свидетельствует об исполнении требований закона.
Довод о том, что фотография сделана не в рабочее время не свидетельствует об отсутствии правонарушения, так как в Указом Мэра N120-УМ возложенная на организацию обязанность соблюдения р ежима использования средств индивидуальной защиты не ограничена каким-либо определенным временем. Тем более, что из материалов дела, в том числе представленной фотографии усматривается, что правонарушение зафиксировано в момент осуществления работником трудовой деятельности в кафе.
При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным.
Административное наказание назначено с учетом требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкции, предусмотренной ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии со КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО "Маргарита 28" от административной ответственности на основании КоАП РФ - не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Пресненского районного суда Москвы от 23 июля 2020 года, которым ООО "Маргарита 28" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере **000 рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.