Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя АО МГКЛ "Мосгорломбард" в лице генерального директора Лазутина А.А. на постановление начальника инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы N **** от 09 октября 2019 года, на решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6.1 КоАП г.Москвы, в отношении АО МГКЛ "Мосгорломбард", установил:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы N**** от 09 октября 2019 года АО МГКЛ "Мосгорломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6.1 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, сторона защиты подала на него жалобу в Симоновский районный суд г.Москвы, определением судьи которого от 24 октября 2019 года данная жалоба с иными материалами на рассмотрение по территориальной подсудности направлена в Люблинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 30 июня 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд законный представитель общества обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, АО МГКЛ "Мосгорломбард" не является субъектом вмененного административного правонарушения; вина общества не доказана; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО МГКЛ "Мосгорломбард", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Дроздовой М.В, в полном объеме поддержавшей указанные доводы жалобы, просившей их удовлетворить, дополнительно обратившей внимание на назначение чрезмерно сурового наказания.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения стороны защиты, проверив доводы указанной жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения оспариваемых актов ввиду следующего.
Частью 2 ст. 8.6.1 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы требований к размещению информационных конструкций, в том числе нарушение требований: к геометрическим параметрам информационных конструкций; о запрете полного перекрытия (закрытия) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин; о запрете размещения вывесок в оконных проемах, к окраске и покрытию декоративными пленками поверхности остекления витрин, замене остекления витрин световыми коробами; о запрете размещения вывесок в границах жилых помещений, в том числе на кровлях, лоджиях и балконах, архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине); о перекрытии (закрытии) указателей наименований улиц и номеров домов, размещении консольных вывесок на расстоянии менее 10 метров друг от друга, а также о размещении одной консольной вывески над другой; о запрете размещения вывесок выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) при размещении на внешних поверхностях многоквартирных домов; об ограничении допустимого количества вывесок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", п.п.3.5, п.3.5.1 которых определено, что в ывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины и окна, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; содержание информационных конструкций, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Правил, размещенных на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений (далее - объекты), осуществляется собственниками (правообладателями) данных объектов.
Пунктом 6 тех же Правил предусмотрено, что в случае утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (далее - Архитектурно-художественные концепции) размещение вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений данных улиц, магистралей и территорий города Москвы осуществляется согласно соответствующей Архитектурно-художественной концепции. Действие Архитектурно-художественных концепций не распространяется на случаи размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, а также на автозаправочных станциях.
Архитектурно-художественные концепции могут содержать требования к типам размещаемых вывесок, их параметрам, колористическому решению, используемому на них шрифту, а также месту размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений. Архитектурно-художественные концепции включают графические материалы, в том числе схемы и чертежи.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы, на которых вывески размещаются в соответствии с требованиями Архитектурно-художественных концепций.
Архитектурно-художественные концепции подлежат обязательному применению. Официальное опубликование Архитектурно-художественных концепций осуществляется путем их размещения (опубликования) на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Размещение вывесок на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие Архитектурно-художественные концепции, с нарушением требований к размещению вывесок, установленных указанными Архитектурно-художественными концепциями, не допускается.
Соблюдение указанных выше Правил является обязательным для всех юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве.
В силу п.34 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства; при осуществлении контроля за выполнением требований к размещению вывесок Объединение административно-технических инспекций города Москвы выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания о демонтаже вывесок, не соответствующих установленным требованиям; объединение административно-технических инспекций города Москвы вправе направлять запросы об оценке соблюдения требований к организации искусственного освещения при размещении вывесок в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней проводит оценку соблюдения требований к организации искусственного освещения при размещении вывесок.
Согласно и. 1.1 Положению об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, на основании поручения начальника Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы с целью обеспечения контроля за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в г. Москве главным инспектором ОАТИ г.Москвы в 10.40 час. 12 августа 2019 года выявлено, что АО МГКЛ "Мосгорломбард", в нарушение требований п. 6 Правил размещения и содержания информационных конструкций в Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", на внешней поверхности фасада здания по адресу: **** разместило информационную конструкцию с текстом "логотип Мосгорломбард", выполненную в виде отдельных букв на подложке, что противоречит Архитектурно-художественной концепции, предусматривающей размещение информационной конструкции в виде отдельных букв без подложки, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.6.1 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях.
Вопреки доводам в жалобе, факт совершения АО МГКЛ "Мосгорломбард" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, поручением начальника Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г..Москвы о проведении проверки внешнего благоустройства территории в г..Москве путем визуального обследования объектов с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом главного инспектора Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г..Москвы, из которого следует, что АО МГКЛ "Мосгорломбард" на внешней поверхности фасада здания по адресу: ****, разместило информационную конструкцию с текстом "логотип Мосгорломбард", выполненную в виде отдельных букв на подложке, что противоречит Архитектурно-художественной концепции, предусматривающей размещение такой информационной конструкции в виде отдельных букв без подложки ; фотоматериалом, зафиксировавшим выявленное нарушение; свидетельством о постановке на налоговый учет общества, Уставом указанного юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой основным видом деятельности АО МГКЛ "Мосгорломбард" является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества; протоколом по делу об административном правонарушении от 12 сентября 2019 года в отношении АО МГКЛ "Мосгорломбард", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6.1 КоАП г..Москвы, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется заявителю, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдены, о месте и времени составления протокола юридическое лицо извещено в установленном законом порядке, протокол составлен в присутствии защитника по доверенности Дроздовой М.В, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом она
ознакомлена, с ним согласилась, копия протокола для сведения вручена ей на руки, что подтверждено документально и не отрицается стороной защиты, протокол содержит все необходимые сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6.1 КоАП г.Москвы состоит в нарушении требований к размещению информационных конструкций, установленных Правительством Москвы.
Пунктом 6 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", определено, что в случае утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы размещение вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений данных улиц, магистралей и территорий города Москвы осуществляется согласно соответствующей Архитектурно-художественной концепции.
Установив, что АО МГКЛ "Мосгорломбард" на внешней поверхности фасада здания по вышеприведенному адресу разместило информационную конструкцию с текстом "логотип Мосгорломбард", выполненную в виде отдельных букв на подложке, что противоречит Архитектурно-художественной концепции, предусматривающей размещение информационной конструкции в виде отдельных букв, но без подложки, и что является нарушением требований п.6 названных Правил, действия данного общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6.1 КоАП г.Москвы.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что именно АО МГКЛ "Мосгорломбард" принадлежит указанная информационная конструкция, которую общество разместило на внешней поверхности фасада здания по указанному адресу и использовало ее при осуществлении деятельности п о предоставлению ломбардами краткосрочных займов.
При этом, установленные обстоятельства стороной защиты не отрицались ни при составлении 12 сентября 2019 года протокола об административном правонарушении, с которым защитник общества согласилась, указав на то, что выявленное нарушение будет устранено в установленный срок (л.д. ****), ни при рассмотрении 09 октября 2019 года должностным лицом дела об административном правонарушении, в ходе которого установлено, что указанное нарушение обществом по состоянию на указанную дату устранено (л.д. ****).
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры соблюдения установленного Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у названного юридического лица имелась, что указывает на его вину.
АО МГКЛ "Мосгорломбард", являясь акционерным обществом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление N**** от 09 октября 2019 года, которым АО МГКЛ "Мосгорломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6.1 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит подробное описание события административного правонарушения, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствии защитника общества по доверенности Дроздовой М.В, которой для сведения вручена его копия, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
При рассмотрении настоящего дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением и решением, не является основанием к отмене оспариваемых актов, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6.1 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области благоустройства города Москвы, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ г.Москвы N**** от 09 октября 2019 года, решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6.1 КоАП г.Москвы, в отношении АО МГКЛ "Мосгорломбард" оставить без изменения, жалобу генерального директора Лазутина А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.