Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Жукова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Жукова А.С. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Жукова А.С., УСТАНОВИЛ :
17 апреля 2020 года заместителем главы управы Восточное Измайлово города Москвы в отношении индивидуального предпринимателя Жукова А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 4 июня 2020 года индивидуальный предприниматель Жуков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Жуков А.С. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, ссылается на то, что в соответствии с п. 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих в хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включённые в перечень; основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Жукова А.С. является 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Индивидуальный предприниматель Жуков А.С. в судебное заседание явился, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, пояснил, что до введения ограничительных мер, помимо реализации табачных изделий, он осуществлял продажу товаров, включённых в рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, - влажных салфеток, спичек и др, о чём представил товарные накладные с кассовыми чеками. На момент осмотра 17 апреля 2020 года помимо указанных непродовольственных товаров, он осуществлял реализацию продуктов питания.
Заместитель главы управы района Восточное Измайлово города Москвы "***" Н.В, допрошенная 6 августа 2020 года, просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснила, что на момент осмотра 17 апреля 2020 года индивидуальный предприниматель Жуков А.С. осуществлял торговлю только табачными изделиями, продукты питания и иные сопутствующие товары не реализовывал.
Изучив доводы жалобы, выслушав индивидуального предпринимателя Жукова А.С, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 17 апреля 2020 года в 16 часов 40 минут по адресу: "***" индивидуальный предприниматель Жуков А.С. в период режима повышенной готовности осуществлял работу розничного магазина ""***"", реализуя покупателям непродовольственные товары, не включённые в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утверждённый указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", чем нарушил п. 3.2.2 данного указа. Так, индивидуальный предприниматель Жуков А.С. 17 апреля 2020 года в 16 часов 40 минут по вышеуказанному адресу реализовал товар - 1 пачку сигарет ""***"", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности индивидуального предпринимателя Жукова А.С. в совершении административного правонарушения судья районного суда сослался на следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 17 апреля 2020 года; протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 17 апреля 2020 года; фотоматериал; видеозапись; выписка из ЕГРИП от 22 апреля 2020 года, согласно которой основным видом деятельности ИП Жукова А.С. является торговля розничная, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Вместе с тем с выводом судьи районного суда о доказанности факта совершения индивидуальным предпринимателем Жуковым А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В целях выполнения подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р утверждён рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (далее - Перечень).
В соответствии с п. 4 указанного распоряжения при реализации хозяйственными субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включённые в перечень.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 3.2.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) на период с 28 марта 2020 года приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Таким образом, на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) не была приостановлена работа объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, а в соответствии с п. 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р при реализации хозяйственными субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне (салфетки влажные, салфетки сухие, спички), такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включённые в перечень.
Салфетки влажные, салфетки сухие, спички и коробок включены в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утверждённый Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (приложение N 1).
Согласно выписки из ЕГРИП от 22 апреля 2020 года, основным видом деятельности ИП Жукова А.С. является торговля розничная, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 17 апреля 2020 года индивидуальный предприниматель Жуков А.С. осуществлял реализацию табачных изделий, не включённых в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утверждённый Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Вместе с тем из видеозаписи, просмотренной в судебном заседании, и фотографий, приобщённых заявителем к материалам дела, следует, что на момент осмотра 17 апреля 2020 года на полках магазина, помимо табачной продукции, были выставлены продукты питания и товары первой необходимости - мыло, зубная паста, зубные щётки и др. Объективные данные, свидетельствующие о том, что указанные продовольственные и непродовольственные товары не реализовывались, отсутствуют.
Из объяснений индивидуального предпринимателя Жукова А.С. следует, что до введения ограничительных мер, помимо табачных изделий, он реализовывал непродовольственные товары первой необходимости, включённые в перечень, - влажные и сухие салфетки, коробки со спичками. После издания Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ ассортимент его магазина был расширен продовольственными товарами и непродовольственными товарами первой необходимости, которые он реализовывал и на момент осмотра 17 апреля 2020 года.
В судебном заседании к материалам дела Жуковым А.С. приобщены копии товарных накладных от 14 января 2020 года, от 19 февраля 2020 года, от 14 марта 2020 года с кассовыми чеками, и товарных накладных от 5 февраля 2020 года и 13 апреля 2020 года, в которых среди наименований товаров имеются спички и салфетки. Оригиналы указанных документов представлены на обозрение суда.
Приведённые выше данные, наряду с отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих, что до введения на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ режима повышенной готовности индивидуальный предприниматель Жуков А.С, основным видом деятельности которого является торговля розничная, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, помимо табачных изделий, не реализовывал товары первой необходимости - влажные и сухие салфетки, спички; на момент осмотра 17 апреля 2020 года им не осуществлялась торговля товарами первой необходимости и продовольственными товарами, свидетельствуют о том, что вывод судьи районного суда о доказанности факта совершения индивидуальным предпринимателем Жуковым А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Жукова А.С. подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Жукова А.С. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.