Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Храмешина С.Н. в защиту АНО ДПО ВЕА на постановление Лефортовского районного суда г. Москвы от 3 июня 2020 года, которым автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Восточно-европейская академия" (ИНН 7722483470, ОГРН 1197700018340, юридический адрес: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 29-33, стр. 7) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
13 марта 2020 консультантом отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы в отношении АНО ДПО ВЕА был составлен протокол N *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит по доводам жалобы защитник АНО ДПО ВЕА Храмешин С.Н.
В судебное заседание законный представитель АНО ДПО ВЕА "Восточно-европейская академия" не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, направил в суд представлять интересы организации защитника по доверенности Храмешина С.Н, который поддержал доводы жалобы в полном объеме
Исследовав материалы дела, выслушав защитника, допросив свидетеля, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Как было установлено судом первой инстанции, должностными лицами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы в отношении АНО ДПО ВЕА, осуществляющего образовательную деятельность по реализации программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности от 10 февраля 2020 года N 040620 по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 29-33, стр. 7, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлен факт осуществления АНО ДПО ВЕА образовательной деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований, предусмотренных пп. "а", "ж", "з" и "к" Положения о лицензировании образовательной деятельности, которые выразились в следующем: отсутствие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности; отсутствие по месту осуществления образовательной деятельности актуального санитарно-эпидемиологического заключения; не обеспечены безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований (отсутствует актуальное заключение о соответствии объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности по адресу осуществления образовательной деятельности); отсутствуют научные работники, обязательное наличие которых установлено ст. 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Действия АНО ДПО ВЕА "Восточно-европейская академия" квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вместе с тем, с таким решением согласиться нельзя, поскольку изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу требований ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за
три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2 указанного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, 5 марта 2020 года в отношении АНО ДПО ВЕА должностными лицами Департамента образования и науки города Москвы была проведена плановая выездная проверка.
Основанием проведения указанной проверки являлось распоряжение руководителя Департамента образования и науки города Москвы от 28 февраля 2020 года N 469РНК (л.д. 8-16).
Уведомление о проведении плановой выездной проверки (л.д. 17) было направлено в адрес АНО ДПО ВЕА посредством почтовой связи (ИПО ***) (л.д. 18).
Согласно отчета об отслеживании почтового отправления указанное уведомление было принято в отделение связи 28 февраля 2020 года, прибыло в место вручения 2 марта 2020 года и 13 марта 2020 года вручено адресату (л.д. 79).
Как показал в настоящем судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля консультант отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки горда Москвы ***, сама плановая выездная проверка исполнения АНО ДПО ВЕА лицензионных требований была проведена 5 марта 2020 года, а 13 марта 2020 года им был только составлен акт проверки. Уведомление о проведении плановой выездной проверки было также направлено 4 марта 2020 года на адрес электронной почты АНО ДПО ВЕА, также 3 или 4 марта связали с организацией по телефону (номер телефона сказать не может - не помнит), трубку взяла женщина, сказала, что является бывшим руководителем АНО ДПО ВЕА, он (***) предупредил её, что сейчас направит на адрес электронной почты организации уведомление о проверке, однако никакой "отбивки" не было.
В соответствии с представленным свидетелем ответом специалиста IT доставка этим получателям (в том числе АНО ДПО ВЕА) или группам выполнена, но сервер назначения не прислал уведомления об этом (л.д. 158-159).
Таким образом изложенное, в том числе показания свидетеля, подтверждают то обстоятельство, что должностными лицами Департамента образования и науки города Москвы при проведении плановой выездной проверки АНО ДПО ВЕА были допущены грубые нарушения установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению проверок, вследствие чего результаты проведения данной проверки в силу прямого указания ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона не могут являться доказательствами нарушения АНО ДПО ВЕА обязательных требований в сфере лицензирования образовательной деятельности.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Храмешина С.Н. - удовлетворить.
Постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 3 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Восточно-европейская академия" - отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое судебное постановление.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.