Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Вкусвилл" Бондаревой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Вкусвилл" Бондаревой О.В. на постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вкусвилл", УСТАНОВИЛ :
03 июня 2020 года консультантом сектора по вопросам торговли и услуг Управы района Крылатское города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вкусвилл" (далее - ООО "Вкусвилл", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Кунцевский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года ООО "Вкусвилл" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Вкусвилл" Бондарева О.В. просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины Общества, поскольку факт нарушения подтверждается только фотоматериалом, а в протоколе об административном правонарушении и определении должностными лицами не отражены обстоятельства административного правонарушения; ООО "Вкусвилл" в полной мере предприняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности; условия социального дистанцирования граждан и сотрудников магазина, предусмотренные п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Обществом выполнены в полном объеме, факт, зафиксированный административным органом, как краткосрочное скопление работников более двух человек было вызвано производственной необходимостью; имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого ООО "Вкусвилл" административного правонарушения малозначительным.
В судебном заседании защитник ООО "Вкусвилл" Бондарева О.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Вкусвилл" Бондареву О.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
В силу п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Согласно материалам дела, 18 мая 2020 года в 13 часов 40 минут ходе осмотра помещения магазина "Вкусвилл", принадлежащего ООО "Вкусвилл", расположенного по адресу: "***", должностным лицом управы района Крылатское города Москвы установлено нарушение Обществом п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ: не обеспечение соблюдения гражданами (работниками магазина) социальной дистанции не менее 1, 5 метров.
Действия ООО "Вкусвилл" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 03 июня 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 18 мая 2020 года; фотоматериалом; видозаписью.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Вкусвиллл" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Общество в полной мере предприняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности, а факт, зафиксированный административным органом, как краткосрочное скопление работников более двух человек было вызвано производственной необходимостью, не влияют на законность постановления судьи районного суда. Так, из материала фотофиксации и видеозаписи следует, что 18 мая 2020 года в предкассовой зоне зафиксирован факт скопления более двух работников магазина, не соблюдающих социальное дистанцирование не менее 1, 5 м, что прямо нарушает установленные Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ требования.
Факт несоблюдения работниками магазина социальной дистанции на момент осмотра помещения указывает на то, что Обществом не были приняты надлежащие и достаточные меры, позволяющие обеспечить требование о соблюдении гражданами социального дистанцирования с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), то есть нарушение п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, а формальное нанесение разметки, проведение разъяснительной беседы с работниками Общества и другие без надлежащего контроля за фактической реализацией указанных мер, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении ООО "Вкусвилл" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе событие вменённого Обществу административного правонарушения.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого ООО "Вкусвилл" административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; режим повышенной готовности был введён на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем невыполнение юридическим лицом в общественном месте установленных правил указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
Постановление судьи в части назначения ООО "Вкусвилл" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление судьи в части назначения ООО "Вкусвилл" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении ООО "Вкусвилл" отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Вкусвилл" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вкусвилл" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Вкусвилл" Бондаревой О.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.