1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Гогина А.В., судей Кислова Д.Н. и Ершова К.Г. при секретаре судебного заседания Велижанцевой Е. П. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Псковского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Потемкиной Ольги Валентиновны об оспаривании решения жилищной комиссии Управления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Потемкиной, в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии Управления от 11 марта 2020 года (протокол N) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В апелляционной жалобе административный истец, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Автор жалобы указывает, что в настоящее время проживает в принадлежащем её сыну жилом помещении по срочному договору безвозмездной аренды. На основании этого договора она зарегистрирована в жилом помещении по месту пребывания.
Какими-либо жилыми помещениями от государства она обеспечена не была.
На основании изложенного Потемкина приходит к выводу о том, что она не обеспечена жилым помещением по месту службы, а вывод жилищной комиссии и суда первой инстанции об обратном является ошибочным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника Управления просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что исковое заявление рассмотрено с достаточной полнотой и тщательностью. При этом суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, исследовал и проанализировал необходимые доказательства.
По делу установлено, что Потемкина проходит военную службу по контракту с 1996 года в "данные изъяты", и в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению постоянным жильем на весь период прохождения военной службы.
На основании договора купли-продажи от 19 декабря 1995 года Потемкина приобрела в собственность жилое помещение общей площадью 44, 5 кв. м по "адрес"
Согласно справке "данные изъяты" Потемкина была зарегистрирована и проживала в этой квартире с 13 марта 1996 года по 30 августа 2004 года (л.д. 63, 75).
Из договора дарения от 20 мая 2014 года следует, что Потемкина подарила данное жилое помещение своему сыну П. (л.д. 64, 128).
29 августа 2003 года Потемкина приобрела в собственность еще одно жилое помещение (жилой дом) общей площадью 55, 2 кв. м по "адрес", в котором была зарегистрирована и проживала без каких-либо ограничений в период с 30 августа 2004 года по 22 декабря 2017 года (л.д.70, 72-74).
Указанное жилое помещение 20 мая 2014 года также было подарено административным истцом своему сыну П..(л.д.75, 76).
28 декабря 2017 года Потемкина вновь произвела перерегистрацию и зарегистрировалась по месту пребывания в принадлежащей её сыну П. квартире по "адрес", заключив со своим сыном договор безвозмездного пользования на срок до 28 декабря 2020 года.
21 января 2020 года Потемкина обратилась в жилищную комиссию Управления с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения военной службы.
Решением жилищной комиссии Управления от 11 марта 2020 года (протокол N) в принятии Потемкиной на такой учет отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Верно оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения жилищной комиссии.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пункту 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, Как разъяснено в пп. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, несмотря на наличие договора безвозмездного пользования жилым помещением от 28 декабря 2017 года, заключенного на определенный период времени нанимателем с собственником жилого помещения - близким родственником (сыном), такой наниматель в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 ЖК РФ) будет являться членом семьи собственника жилого помещения.
Из изложенного следует, что при обращении в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учет Потемкина была обеспечена жилым помещением в качестве члена семьи собственника по установленным в "данные изъяты" нормам, поскольку на неё приходилось свыше 22 кв. м общей площади, что превышает установленную "данные изъяты" в указанном населенном пункте учетную норму площади жилого помещения (9 кв. м).
Таким образом, жилищная комиссия Управления пришла к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания Потемкиной нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в "данные изъяты".
Решение суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения жилищной комиссии Управления является правильным.
При этом, по мнению судебной коллегии, действия Потемкиной, связанные с отчуждением принадлежащих ей жилых помещений с последующей регистрацией в одном из них по месту пребывания в 2017 году, содержат признаки намеренного ухудшения жилищных условий, с целью в последующем быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
Иные приведенные в апелляционной жалобе истца доводы существенными не являются и не могут служить основанием для отмены или изменения данного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Потемкиной Ольги Валентиновны оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.