1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Гогина А.В., судей Ершова К.Г. и Кислова Д.Н. при секретаре судебного заседания Велижанцевой Е.П. рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года по административному делу по административному иску "данные изъяты" Горбаня Юрия Александровича об оспаривании решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения административного истца Горбаня Ю.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Горбань Ю.А, проходящий военную службу по контракту в ВУНЦ обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение ФГКУ "Западрегионжилье" от 20 января 2020 года, которым ему отказано во включении с составом семьи из 5 человек (он, супруга, двое сыновей от первого брака, дочь "дата" года рождения) в список на предоставление служебных жилых помещений.
Горбань просил обязать жилищный орган включить его с составом семьи в указанный список.
Основанием для оспариваемого решения жилищного органа послужила обеспеченность Горбаня жилым помещением в "данные изъяты", где он был после прибытия к новому месту службы зарегистрирован в качестве члена семьи собственника жилья в квартире своей матери.
Решением 224 гарнизонного военного суда административный иск оставлен без удовлетворения. Суд пришел к выводу, что в результате недобросовестного осуществления Горбанем своих гражданских прав в виде добровольного снятия с регистрационного учёта по месту жительства и формального отказа от пользования квартирой, им созданы условия, при которых у государства могло возникнуть обязательство по обеспечению его жилым помещением.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с решением суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором родители военнослужащего, имеющего право на социальные гарантии, к членам его семьи не отнесены, Горбань утверждает об отсутствии у него жилья в "данные изъяты". Он указывает, что его мать, допрошенная судом в качестве свидетеля, членом своей семьи его не считает и намерена расторгнуть заключённый между ними договор найма принадлежащего ей жилого помещения.
Суд неверно применил часть 2 статьи 99 ЖК РФ, установив только из факта регистрации, что он обеспечен жилым помещением в "данные изъяты", хотя одна только регистрация наличие права пользования жилым помещением еще не подтверждает.
Суд ошибочно указал о наличии у него права проживания в квартире матери с 24 ноября 2017 года по 27 июля 2019 года, когда он и члены его семьи были обеспечены общежитием ВУНЦ, и не учёл отсутствие возможности оформить в ВУНЦ постоянную регистрацию.
Между тем, именно такая регистрация была необходима для получения социальных льгот его многодетной семье на основании "данные изъяты", цели намеренного ухудшения жилищных условий он не преследовал, а с регистрационного учёта снялся по настоянию матери, которая потребовала освободить квартиру.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным указанным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем или близлежащем населенном пункте.
При этом приведенная норма не ставит необходимость обеспечения служебным жилым помещением в зависимость от уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями в том же населенном пункте, условий проживания в них, взаимоотношений с родственниками и от других обстоятельств.
Тем самым законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих, категории которых перечислены в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и членов их семей, а лишь тех из них, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями в этом или близлежащем населенном пункте.
По делу установлено, что Горбань, проходящий военную службу с 1999 года, на основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем на весь срок военной службы.
С 1 сентября 2017 года по 21 июня 2019 года Горбань, прибывший к новому месту службы в "данные изъяты", являлся слушателем ВУНЦ, а по окончании обучения продолжил службу в том же ВУНЦ в качестве "данные изъяты".
На период обучения на основании договора найма жилого помещения от 12 октября 2017 года Горбаню были предоставлены две комнаты в общежитии, в которых вся семья была зарегистрирована по месту пребывания с 18 мая 2018 года по 26 июня 2019 года.
По окончании обучения 30 июня 2019 года указанные комнаты в общежитии истцом сданы жилищному органу Минобороны РФ.
Кроме того, с 24 ноября 2017 года Горбань был зарегистрирован в качестве члена семьи собственника квартиры по "адрес", принадлежащей его матери. С 25 июля 2019 года постоянная регистрация по указанному адресу им по личному заявлению была прекращена с одновременным оформлением по тому же адресу временной регистрации (л.д. 94).
Дочь Горбаня, зарегистрированная там же с 26 декабря 2017 года, сохраняет постоянную регистрацию в квартире своей бабушки до настоящего времени.
С 10 июля 2019 года по тому же адресу временно зарегистрирована супруга Горбаня, имеющая постоянную регистрацию в "данные изъяты".
Двое сыновей Горбаня от первого брака с 2011 года зарегистрированы в качестве членов семьи собственника квартиры по "адрес", принадлежащей их бабушке по матери.
Решениями ФГКУ "Западрегионжилье" от 2 сентября, 8 октября, 21 ноября 2019 года Горбаню отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, поскольку он был постоянно зарегистрирован в квартире, принадлежащей матери, проживая в ней с 30 июня по 25 июля 2019 года на правах члена семьи собственника жилого помещения, после чего регистрацию по этому месту жительства добровольно прекратил.
В заявлениях от 3 и 24 декабря 2019 года административный истец вновь просил ФГКУ "Западрегионжилье" включить его с составом семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, указав, что он и члены семьи жилых помещений в "данные изъяты" не имеют. К заявлению от 24 декабря 2019 года Горбань приложил соглашение о временном проживании и договор найма жилого помещения от 5 декабря 2019 года, заключённые им с матерью по поводу предоставления ему, супруге и детям права проживания на возмездной основе сроком на 10 месяцев в принадлежащей матери квартире.
Оспариваемым решением жилищного органа от 20 января 2020 года административному истцу во включении в список на предоставление служебных жилых помещений отказано по тем же основаниям, что и прежде.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании части 2 статьи 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Принимая оспариваемое решение, жилищный орган обоснованно исходил из факта наличия у истца права проживать в качестве члена семьи собственника жилого помещения - своей матери, в подтверждение чего сослался на его постоянную регистрацию по месту жительства, которая добровольно прекращена самим Горбанем без изменения места его жительства.
Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу требований статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", наличие постоянной регистрации свидетельствует о свободном волеизъявлении при выборе места жительства, основанном на праве пользования жилым помещением.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие хотя и не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, тем не менее, она является доказательством по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В заявлении о принятии на жилищный учёт и в сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы, поступивших в жилищный орган 24 декабря 2019 года, Горбань сообщил о проживании вместе с членами семьи в квартире по указанному выше адресу, принадлежащей его матери (л.д. 90-91).
Представленные истцом в жилищный орган вместе с указанным заявлением соглашение о временном проживании и договор найма жилого помещения от 5 декабря 2019 года, заключённые им с матерью на определённый период времени, обоснованно расценены как не влекущие правовых последствий, поскольку в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 31 ЖК РФ) такой наниматель будет являться членом семьи собственника жилого помещения.
Поскольку Горбань, оформив постоянную регистрацию в квартире, после сдачи жилых помещений в общежитии в неё вселился и продолжил проживать в ней, предоставив соответствующие сведения в ФГКУ "Западрегионжилье", он обоснованно признан членом семьи собственника жилого помещения - своей матери, с правами по пользованию этим помещением.
Ссылка в апелляционной жалобе на часть 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в которой родители военнослужащего к членам его семьи не отнесены, является ошибочной с учётом разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 29 мая 2014 года N 8.
Согласно данным разъяснениям при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Не основан на законе и довод жалобы, что регистрация по месту жительства в квартире матери являлась вынужденной мерой, с целью получения социальных гарантий, предоставляемых многодетным семьям.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона "данные изъяты" от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс "данные изъяты"" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, в которых дети и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или место пребывания в "данные изъяты".
С учетом изложенного окружной военный суд приходит к выводу, что решение жилищного органа об отказе Горбаню во включении в список на предоставление служебных жилых помещений соответствовало требованиям закона и прав истца не нарушало.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года по административному иску Горбаня Юрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.