Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение 5 гарнизонного военного суда от 25декабря 2019 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления командира войсковой части - полевая почта N к военнослужащему той же воинской части капитану медицинской службы Косенко Николаю Георгиевичу о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части - полевая почта 63530 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Косенко Н.Г. 707 574 руб. 30коп. в счет возмещения материального ущерба, причиненного в результате утраты имущества службы ракетно-артиллерийского вооружения (далее - РАВ) в период прохождения им военной службы в войсковой части N в должности командира медицинской роты.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе командир воинской части просит отменить решение суда в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В жалобе истец указывает, что при убытии к новому месту службы Косенко Н.Г. числящееся за ним военное имущество медицинской роты войсковой части N не сдал, акты о передаче имущества с приложением к нему материалов инвентаризации, а также объяснения, в случае необходимости, о причинах отсутствия закрепленного за ним имущества, на утверждение командиру воинской части не представил.
Пояснения Косенко Н.Г. в суде о том, что он обращался устно к командованию воинской части о предоставлении ему возможности сдать дела и должность, по мнению истца, являются несостоятельными, поскольку он не представил доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в ее редакции, действовавшей до 12 апреля 2020 г.) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, а в полном размере ущерба - случаях, когда ущерб причинен, в частности, военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Согласно материалам дела в период с 14 мая по 6 июня 2019 г. Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (во Военно-Морскому Флоту) проводилась выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части N, которая выявила отсутствие и некомплект имущества службы РАВ, числившихся за медицинской ротой, в частности: КБС 6Б52 "Стрелок", бронешлемов 6Б47, жилетов ЖТУ 6Ш112, ЖТУ 6Ш104, бронежилетов 6Б45, гранаты учебной Ф-1, всего на сумму 707574 руб. 30 коп.
Из заключения по материалам административного расследования по факту отсутствия имущества службы РАВ, числящегося за Косенко Н.Г, проведенного 20 июня 2019 г. начальником службы РАВ войсковой части N капитаном В, следует, что при переводе к новому месту службы Косенко Н.Г. числившиеся за ним материальные средства роты никому не передал, акт приема передачи им дел и должности не представил. Назначенный исполняющим обязанности командира медицинской роты войсковой части N капитан медицинской службы И.И. принял дела и должность 12 апреля 2019 г. в отсутствие сдающего без наличия имущества роты.
Поскольку доказательств составления акта приема-передачи дел и должности не представлены, в заключении сделан вывод о том, что имущество службы РАВ утрачено, что привело к причинению ущерба, подлежащего возмещению с Косенко Н.Г.
В статьях 90, 92, 144 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав) установлено, что командир роты в срок не более 5 дней производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части. О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части. Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются, в частности, наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества. В мирное и военное время командир роты отвечает за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты.
Пунктами 215 и 216 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 333 (далее - Руководство), установлено, что прием (сдачу) дел и должности командир подразделения проводит лично на основании приказа командира воинской части. Принимающий дела и должность обязан, в частности, проверить фактическое наличие, качественное состояние, комплектность материальных ценностей в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета воинской части. О приеме (сдаче) дел и должности командиры подразделений докладывают письменно по команде командиру воинской части в соответствии с Уставом.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений
Согласно исследованным в суде материалам Косенко Н.Г. проходил венную службу в войсковой части 13140 в воинской должности командира медицинской роты до 27 февраля 2019 г.
Приказом командующего войсками Южного военного округа от
21 февраля 2019 г. N 47 Косенко Н.Г. назначен на воинскую должность начальника службы - начальника медицинского пункта войсковой части - полевая почта N.
Как следует из приказа командира войсковой части N от 27 февраля 2019 г. N 36, ответчик полагался сдавшим дела и должность командира медицинской роты, исключен из списков личного состава воинской части и с этой же даты убывшим к новому месту военной службы.
По справке командира войсковой части - полевая почта N от 16 июля 2020 г. N 948 Косенко Н.Г. прибыл в воинскую часть 4 марта 2019 г.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля начальник медицинской службы войсковой части N майор медицинской службы И.С. показал, что недостача имущества службы РАВ в медицинской роте была обнаружена еще в августе-сентябре 2018 года, а в связи с убытием Косенко Н.Г. к новому месту военной службы врио командира медицинской роты был назначен И.А.
Между тем, согласно имеющимся в деле документам в ходе проведенной в ноябре 2018 года инвентаризации имущества медицинской службы воинской части излишков и недостач имущества по службе РАВ в медицинской роте не было выявлено.
В суде Косенко Н.Г. пояснил, что приказ командующего войсками Южного военного округа о назначении его на новую воинскую должность поступил 25 февраля 2019 г. На его вопросы по поводу сдачи им дел и должности никто из должностных лиц войсковой части 13140 никаких пояснений не дал, а 27 февраля 2019 г. начальник отделения кадров вручил ему предписание для убытия к новому месту службы. Кто назначается вместо него на должность командира медицинской роты он не знал, командир взвода - начальник отделения лейтенант медицинской службы И.А. принять на себя дела и должность роты не согласился. Кроме того, Косенко Н.Г. заявил, что не знает, каким образом образовалась недостача имущества службы РАВ в медицинской роте, которое хранилось в запирающихся на замок специальных помещениях с решетками на окнах. Раз месяц проводилась сверка этого имущества, результаты которой отражались в книге учета по форме N 8. Последняя сверка проводилась за несколько дней до его убытия из воинской части, при этом недостачи не было. Подготовленный им акт приема-сдачи дел и должности никто из должностных лиц воинской части подписывать не стал, поэтому он его выбросил. В целях сохранности имущества он закрыл и опечатал кабинеты роты, а ключи передал И.А.
Свидетель И.А. подтвердил в суде объяснения ответчика в части передачи ему ключей от кабинетов медицинской роты и показал, что Косенко Н.Г. передал ему ключи от кабинета командира, ординаторской, процедурной и щитовой. При этом он показал, что врио командира медицинской роты его никто не назначал, дела и должность роты он не принимал.
Допрошенный в качестве свидетеля исполняющий обязанности командира медицинской роты И.И показал в суде, что в марте
2019 года получил от И.А. несколько ключей от помещений медицинской роты, а дела и должность командира медицинской роты он принял в апреле 2019 года без материальных ценностей. В последующем комиссия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) произвела пересчет всего имущества медицинской роты и выявила недостачу имущества службе РАВ: бронежилетов, касок, комплектов экипировки.
Из письма командира войсковой части N от 14 сентября 2020 г.
N 6532 видно, что обходной лист и рапорт о сдаче дел и должности ответчик не представлял.
Как следует из заключения административного расследования, вывод о наличии вины Косенко Н.Г. в недостаче имущества службы РАВ сделан на основании одного только факта отсутствия акта сдачи дел и должности и передачи материальных ценностей при убытии к новому месту службы.
Вместе с тем в материалах дела не имеется каких-либо доказательств издания в войсковой части N приказа о сдаче Косенко Н.Г. дел и должности командира медицинской роты, определения лица, принимающего дела и должность, и предоставления ответчику возможности сдать числящееся за ним имущество службы РАВ, как это предусмотрено статьями 90, 92 Устава и пунктами 215 Руководства. Не представлены таковые доказательства и в суды первой и апелляционной инстанции.
Выявление недостачи имущества в результате инвентаризации, проведенной в отсутствие ответчика через 3 месяца после его убытия к новому месту службы 31 мая 2019 г, не может служить достаточным доказательством вины Косенко Н.Г. в утрате этого имущества в период прохождения им службы в войсковой части N.
При изложенных обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено доказательств вины Косенко Н.Г. в причинении ущерба, связанного с обнаруженной в медицинской роте войсковой части N недостачей имущества службы РАВ.
Таким образом апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 25декабря 2019 г. по исковому заявлению командира войсковой части - полевая почта N к Косенко Николаю Георгиевичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.