Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Патланя В.А, Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков - Первушкина Д.А. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г, которым частично удовлетворены заявленные требования майора запаса Скрипочки Александра Викторовича о признании незаконными действий председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, связанных с порядком рассмотрения заявления о принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административных ответчиков - Первушкина Д.А. в обоснование жалобы, представителя административного истца - Ополева В.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
председатель жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю сообщением от 15 апреля 2020 г. N21/302/6/3/1420 отказал Скрипочке А.В. в рассмотрении его заявления о принятии на учёт его вместе с членами семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Темрюке Краснодарского края ввиду утраты истцом на дату обращения в жилищный орган статуса военнослужащего.
Скрипочка А.В. обратился гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным ответ председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю от 15 апреля 2020 г. N21/302/6/3/1420 об отказе в рассмотрении заявления о принятии на жилищный учёт.
Кроме того, административный истец просил суд обязать председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю передать на рассмотрение жилищной комиссии указанное заявление и принять его вместе с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда заявление Скрипочки А.В. удовлетворено частично.
Суд признал необоснованным отказ председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю в передаче на рассмотрение в жилищную комиссию заявления Скрипочки А.В. о принятии на учёт его вместе с членами семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязал указанное должностное лицо передать на рассмотрение жилищной комиссии заявление истца о принятии его вместе с членами семьи на жилищный учёт.
В удовлетворении требования истца о возложении на жилищную комиссию обязанности принять его на учёт нуждающихся в жилом помещении судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы ссылается на то, что законодательством не предусмотрено признание жилищными комиссиями органов федеральной службы безопасности лиц, не являющихся военнослужащими, нуждающимися в жилых помещениях. Ссылаясь на правовую позицию, содержащуюся в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 381-О, от 24 декабря 2013 г. N 2084-О, от 27 октября 2015 г. N 2487-О и от 19 июля 2016 г. N 1542-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г. N 201-КГ16-28, апелляционном определении Южного окружного военного суда от 15 января 2020 г. N 33а-12/2020, и на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывает, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации своих жилищных гарантий. При этом реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Кроме того, заявление о принятии на учёт и необходимые документы поданы истцом после даты исключения из списков личного состава воинской части. При этом после отказа истцу в октябре 2014 года решением жилищной комиссии в признании его вместе с членами семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с непредставлением предусмотренных законодательством документов, истец до увольнения с военной службы никаких мер по реализации жилищных гарантий не предпринимал. После увольнения с военной службы возможность рассмотрения жилищной комиссией вопроса о признании истца и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении утрачена. Несостоятельным считает автор жалобы и указание суда первой инстанции на то, что Скрипочка А.В. впервые обращался в жилищную комиссию с вопросами по его жилищному обеспечению в 2014 году, будучи военнослужащим, и поэтому правоотношения в части обеспечения его жилым помещением возникли в период военной службы. Обращает внимание на имеющееся вступившее в законную силу решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2020 г, согласно которому Скрипочке А.В. было отказано в обжаловании решения жилищной комиссии от 2014 года в связи с пропуском срока обращения в суд. Однако суд проигнорировал данное обстоятельство. Также суд необоснованно не применил положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца предлагает решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 13 вышеуказанного Закона, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пункту 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учёт в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подаётся в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение N 1) к которому прилагаются предусмотренные данными Правилами документы.
Скрипочка А.В. в своем рапорте о принятии его вместе с членами семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении в качестве адресата заявления указал в соответствии с рекомендуемым образцом председателя жилищной комиссии.
Согласно пункту 7 указанных Правил, жилищная комиссия рассматривает заявление военнослужащего, приложенные к нему документы, иные представленные военнослужащим документы в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим в жилищную комиссию документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. По итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на таковой.
По делу установлено, что Скрипочка А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части N с дислокацией в "адрес"
В 2004 году, в период прохождения военной службы, ему решением жилищной комиссии отрпк " "данные изъяты" на состав его семьи было предоставлено для проживания жилое помещение по месту военной службы - трехкомнатная квартира, собственником которой являлась кампания СТЛ-трейдинг (в настоящее время собственником жилого помещения является ООО "Ю-СВЛ").
В ноябре 2014 года Скрипочка А.В. уволен с военной службы по истечении срока контракта и в декабре того же года исключен из списков личного состава воинской части, выслуга лет на военной службе составила более 24 лет.
Как видно из материалов дела, в августе 2014 года, накануне своего увольнения, Скрипочка А.В. обратился в жилищную комиссию Управления с рапортом о принятии его и членов семьи на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако, решением жилищной комиссии от 14 октября 2014 г. в принятии на жилищный учет ему было отказано по основанию, предусмотренному пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. При этом жилищным органом Скрипочке А.В. было предложено предоставить недостающие документы с целью последующего повторного рассмотрения вопроса о принятии его на жилищный учет.
Между тем, как видно из материалов дела, истец не давал своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем, а жилищная комиссия истребовала необходимые документы, свидетельствующие о нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении для постоянного проживания.
Вышеуказанные обстоятельства, в силу требований части 2 ст. 64 КАС Российской Федерации, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, поскольку установлены вступившим в законную силу решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2020 г, которым Скрипочке А.В, отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании вышеуказанного решения жилищной комиссии в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что впервые истец обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его и членов семьи на жилищный учет в период, когда он являлся военнослужащим, следовательно, правоотношения в части обеспечения жилым помещением возникли в период прохождения им военной службы.
Согласно вступившему в законную силу решению Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14 сентября 2018 г. Скрипочка А.В. с членами его семьи выселен из занимаемого ими жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ООО "Ю-СВЛ". Во исполнение данного решения суда, согласно копии акта приема-передачи жилого помещения от 11 апреля 2019 г, Скрипочка А.В. передал названное жилое помещение представителю собственника.
12 марта 2020 г. Скрипочка А.В. обратился с рапортом к председателю жилищной комиссии с просьбой принять его вместе с членами семьи на жилищный учет.
Председателем жилищной комиссии ФИО10 письмом от 15 апреля 2020 г. за исх. N 21/302/6/3/1420 заявление СкрипочкиА.В. вместе с представленными им документами возвращено ему без реализации на том основании, что он не является военнослужащим, и в период прохождения военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Правильно установив то обстоятельство, что Скрипочка А.В. обращался с рапортом о принятии его на жилищный учет не к должностному лицу, в данном случае, к председателю жилищной комиссии, а в жилищную комиссию для разрешения вопроса реализации его права на жилище, как военнослужащего, суд пришел к обоснованному выводу, что поданное им заявление подлежало рассмотрению жилищной комиссией коллегиально, а не единолично ее председателем.
Учитывая, что поводом для обращения Скрипочки А.В. в суд с настоящим административным исковым заявлением послужил отказ должностного лица в рассмотрении рапорта истца о принятии его вместе с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении от 12 марта 2020 г, ссылка в жалобе на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2020 г. является беспредметной.
Вопреки мнению подателя жалобы, оснований для применения судом положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в силу изложенного, не имеется.
Ссылка представителя административных ответчиков на приведенную в жалобе судебную практику является несостоятельной, поскольку указанные судебные акты преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеют.
Иные доводы, приведённые в жалобе, направлены на переоценку выводов гарнизонного военного суда, не влияют на надлежащую оценку и проверку исследованных по делу доказательств.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административных ответчиков удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 25 июня 2020 г. по административному исковому заявлению Скрипочки Александра Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 сентября 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.