Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Зари А.И, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя административного истца - Караника В.И. и представителя административного ответчика - Кубековой Д.К. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года, которым частично удовлетворены заявленные требования полковника Блащененко Ивана Алексеевича о признании незаконными действий начальника Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление МЧС России по КЧР), связанных с порядком выплаты надбавки к денежному довольствию, подсчета выслуги лет на пенсию, а также бездействия, связанного с необеспечением истца бесплатным питанием.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Узденовой А.К, поддержавшей доводы жалобы административного ответчика и возражавшей против доводов жалобы представителя истца, судебная коллегия
установила:
Блащененко И.А. проходит военную службу в должности заместителя начальника управления МЧС России по КЧР.
В период с 1 апреля 2017 года по 1 апреля 2020 года ему выплачивалась ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере двух месячных окладов (далее - надбавка), что предусмотрено для должностных лиц, входящих в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона (далее - специальные силы) только за дни, указанные в соответствующих ежемесячных приказах начальника управления МЧС России по КЧР, а не за полное количество дней в месяце.
Кроме того, в период с 1 апреля 2017 года по 31 декабря 2019 года он не обеспечивался бесплатным питанием.
Также ему неправильно подсчитана выслуга лет на пенсию в льготном исчислении за период службы с 1 июня 2010 года.
Блащененко И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил суд признать незаконными:
- содержащийся в ответе начальника управления МЧС России по КЧР от 31 декабря 2019 года отказ в производстве ему выплаты ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере двух окладов за весь период вхождения в состав специальных сил и в зачете в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении периода службы в управлении МЧС России по КЧР с 1 июня 2010 года, а также необеспечение его бесплатным питанием.
При этом истец просил суд возложить на административного ответчика обязанность издать дополнительные приказы:
- о включении его в состав специальных сил за весь период мая, июня, сентября2017 года, марта, июня-сентября, декабря 2018 года, января-июня, августа-декабря 2019 года, января-марта 2020 года и выплатить ему за эти месяцы ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов;
- о зачете ему в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за полтора месяца с 1 июня 2010 года по день исключения из списков личного состава воинской части;
- о выплате ему денежной компенсации за не предоставление бесплатного питания за период с 1 апреля 2017 года по 31 декабря 2019 года в сумме160380 руб.
Кроме того, истец просил взыскать в его пользу с управления МЧС России по КЧР понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб, по оформлению доверенности в отношении представителя в размере 1 470 руб, а также по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Решением гарнизонного военного суда требования истца удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия начальника управления МЧС России по КЧР, связанные с отказом в издании приказа о зачете с 1 июня 2010 года в выслугу лет Блащененко И.А. в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за полтора месяца всего периода службы в данном управлении, и обязал данное должностное лицо издать приказ о зачете с 1 июня 2010 года в выслугу лет Блащененко И.А. в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за полтора месяца всего периода службы в данном управлении.
Также суд взыскал с управления МЧС России по КЧР в пользу Блащененко И.А. в счет возмещения понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб, 1 470 руб. по оформлению доверенности на представителя и 10 000 руб. - по оплате услуг представителя.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда в части требований, в удовлетворении которых отказано, отменить и принять в данной части новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование автор жалобы дает собственную трактовку положений постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" и считает, что Блащененко И.А. праве получать надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов не только за дни непосредственного включения его в состав специальных сил, указанные в соответствующих приказах начальника управления МЧС России по КЧР, но и за все оставшиеся дни календарных месяцев периода в полном объеме, поскольку он был включен соответствующими приказами начальника управления МЧС России по КЧР в состав специальных сил на весь календарный год или конкретный период календарного года.
Кроме того, в жалобе обращается внимание на то, что судом не установлены обстоятельства издания начальником управления МЧС России по КЧР соответствующих приказов о выплате Блащененко И.А. надбавки к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с замещаемой воинской должностью.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления МЧС России по КЧР просит решение суда в удовлетворенной части требований отменить и принять в этой части требований новое решение об отказе в их удовлетворении.
В обоснование указывается, что Блащененко И.А. пропущен установленный срок обращения в суд с требованием о зачете в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении периода службы в управлении МЧС России по КЧР с 1 июня 2010 года, так как о нарушении его прав ему стало известно не позднее написания им рапорта от 17 октября 2018 года, в котором он просил разъяснить порядок выплаты ему надбавки к денежному довольствию за периоды нахождения в отпуске, командировке и на лечении.
Одновременно со ссылкой на Указы Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 1047 "О штатной численности военнослужащих и гражданского персонала войск гражданской обороны", от 30 сентября 2011 года N 1265 "О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 30 июля 2016 года N 386 "О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в жалобе утверждается об отсутствии правовых оснований для расчета Блащененко И.А. выслуги лет в льготном исчислении за названный период, поскольку главное управление МЧС России, в котором проходил военную службу Блащененко И.А, не является воинским формированием, на которое распространяет свое действие пункт 15.1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
По делу установлено, что Блащененко И.А. проходит военную службу по контракту в главном управлении МЧС России по КЧР с 31 марта 2005 года, в том числе в должности заместителя начальника управления по антикризисному управлению - с 1 декабря 2010 года.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту в главном управлении МЧС России по КЧР был произведен предварительный подсчет выслуги лет на пенсию Блащененко И.А, который вместе с личным делом был направлен для согласования в отдел (подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсии) Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу".
Из расчета выслуги лет на пенсию Блащененко И.А. видно, что по состоянию на 5 февраля 2020 года его общая выслуга лет на пенсию составляет 30 лет 10 месяцев и 11 дней, из которых период с 2011 года по 2019 год в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за полтора месяца засчитаны 4 года 6 месяцев и 4 дня.
Данный расчет после согласования был возвращен в главное управление МЧС России по КЧР. Одновременно начальником указанного выше финансового органа направлено письмо от16 января 2020 года N 4/313, в котором разъяснялся порядок подсчета выслуги лет на пенсию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях и органах, дислоцированных на постоянной основе на территории КЧР, и предлагалось приобщить к материалам личного дела Блащененко И.А. соответствующий приказ о льготном исчислении последнему периодов службы с 1 июня 2010 года из расчета один месяц военной службы за полтора месяца, а также внести эту информацию в графу 13 послужного списка военнослужащего.
С этим расчетом Блащененко И.А. был ознакомлен 6 февраля 2020 года и выразил свое несогласие с отдельными периодами, не вошедшими в подсчет его выслуги лет на пенсию, в том числе с тем, что ввиду отсутствия соответствующего приказа начальникаглавного управления МЧС России по КЧР и записи в его личном деле ему с 1 июня 2010 года в льготном исчислении засчитали не весь период службы в данном управлении.
При таких данных является необоснованным довод жалобы о пропуске истцом установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд, поскольку административное исковое заявление Блащененко И.А. подал в установленный процессуальный срок, а именно 26 марта 2020 года.
Кроме того, в рапорте Блащененко И.А, на который содержится ссылка в жалобе в обоснование довода о пропуске им срока обращения в суд по данному требованию, не содержится сведений относительно порядка подсчета его выслуги лет на пенсию (т. 1 л.д. 107).
В соответствии с подпунктом "д" п. 1 и подпунктом "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" военнослужащим, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, входящим в состав специальных сил, проходящим службу (военную службу) по контракту в воинских частях и органах, дислоцированных на постоянной основе на территории, в частности КЧР, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается один месяц службы (военной службы) за полтора месяца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 851 в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 внесены изменения. Данное постановление дополнено, в частности, пунктом 15.1.
Так, на основании вновь введенного подпункта "б" п. 15.1 указанная выше льгота распространена на военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории, в частности, КЧР, а также командированным в эти воинские части и органы, не входящих в состав специальных сил. Эти положения вступили в силу с 1 июня 2010 года.
Как видно из статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно - технических, дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Под данными формированиями в законе понимаются воинские формирования, о чем непосредственно указано в этой статье Закона.
Следовательно, явлется необоснованным мнение представителя административного ответчика о том, что главное управление МЧС России по КЧР, в котором истец проходил военную службу в оспоренный период времени, не относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории КЧР.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о наличии у Блащененко И.А. права на подсчет его выслуги лет в льготном порядке за период службы в главном управлении МЧС России по КЧР с 1 июня 2010 года, вне зависимости от непосредственного включения его в состав специальных сил в этот период.
Согласно подпункту "а" п. 1, подпункту "а" п. 1, подпункту "а" п. 4 и подпункту "а" п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, дислоцированных на постоянной основе на территории, в частности, КЧР, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию:
- включенным в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, - в размере 2 месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью;
-не включенным в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, - в размере 1 месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Аналогичная норма содержится и в пунктах 96 и 97 приказа МЧС России от 7 декабря 2012 года N 751 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
По делу установлено, что начальником главного управления МЧС России по КЧР в 2016-2019 годах издавались соответствующие приказы, которыми было регламентировано привлечение сил и средств МСЧ России к участию в проведении контртеррористических операций на соответствующий календарный год. В этих приказах был утвержден основной и резервный перечни должностей из числа военнослужащих главного управления МЧС России по КЧР, которые могли быть привлечены к участию в составе специальных сил в течение следующего года.
Должность заместителя начальника главного управления МЧС России по КЧР, которую замещает Блащененко И.А, входит как в основной перечень должностей, которые могли быть ежемесячно включены в состав специальных сил, так и в функциональную группу руководства оперативного штаба данных специальных сил и средств.
В оспоренный период, а именно в мае, июне, сентябре2017 года, марте, июне- сентябре, декабре 2018 года, январе-июне, августе-декабре 2019 года, январе-марте 2020 года начальником главного управления МЧС России издавались ежемесячные приказы о включении должностных лиц, указанных в ежегодных приказах, в состав специальных сил на определенное количество дней, соответствующее дням, когда они фактически находись в списках лиц, подлежавших оповещению и вызову для участия в составе специальных сил (расчет личного состава), составляемых каждые десять суток текущего месяца в главном управлении МЧС России по КЧР.
Следовательно, в главном управлении МСЧ России по КЧР ежегодно составлялся список воинских должностных лиц, из числа которых при необходимости составлялся список лиц, подлежавших оповещению и вызову для участия в составе специальных сил.
Из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что за периоды включения его в состав специальных сил, о чем указывалось в соответствующих ежемесячных приказах начальника управления МЧС России по КЧР, ему выплачена надбавка к денежному довольствию в размере двух должностных окладов, что полностью соответствует требованиям вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1174 о выплате данной надбавки за периоды вхождения в состав специальных сил.
При этом мнение истца и его представителя о том, что Блащененко И.А. в оспоренный период с 2017 года по первый квартал 2020 года ежедневно привлекался в состав специальных сил на основании издаваемых командованием приказов на год, является ошибочным, поскольку данными приказами утверждался лишь состав должностных лиц на год, из числа которых при необходимости в течение года формировался список лиц, привлекаемых в состав специальных сил.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильном выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на начальника управления МЧС России по КЧР обязанности издать приказ о включении Блащененко И.А. в состав специальных сил за весь период мая, июня, сентября2017 года, марта, июня-сентября, декабря 2018 года, января-июня, августа-декабря 2019 года, января-марта 2020 года и выплатить ему за эти месяцы ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов.
Таким образом, апелляционные жалобы представителей истца и ответчика удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года по административному исковому заявлению Блащененко Ивана Алексеевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей истца и ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.