Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Исаевой Ю.А.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Кауфман О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-158/2020 по иску Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Апатиты" об обязании выполнить работы, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Апатиты" на
решение Апатитский городской суд Мурманской области от 10 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "УО "Апатиты" по доверенности Решёткина К.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя истца Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты МО по доверенности Чукчиной Д.К, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты Мурманской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Апатиты" (далее - ООО "УО "Апатиты") об обязании выполнить работы.
В обоснование заявленных требований указано, что Мельникова Н.А. проживающая по адресу:.., обратилась в Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г. Апатиты Мурманской области с жалобой на бездействие управляющей организации ООО "УО "Апатиты", выразившееся в непринятии мер в отношении надлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирного дома, а именно подъезда *.
В ходе проверки фактов, изложенных в жалобе, Управлением 30 августа 2019 года в отношении ответчика была проведена внеплановая проверка и выдано предписание N 95 от 30 августа 2019 года.
По результатам проведенного обследования был сделан вывод о необходимости управляющей организации выполнить определенные работы по текущему ремонту подъезда.
В ходе проверки 23 декабря 2019 года установлено, что данное предписание не исполнено, о чем комиссией составлен акт от 23 декабря 2019 года N 469.
Поскольку ООО "УО "Апатиты" является управляющей организацией, в обязанности которой в соответствии с договором управления входит оказание услуг по содержанию и обслуживанию указанного многоквартирного дома, но работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома в добровольном порядке не выполняются, Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты МО просила обязать ООО "УО "Апатиты" в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по текущему ремонту подъезда * многоквартирного дома.., а именно: устранить старый отслоившийся окрасочный и штукатурный слой на поверхностях стен и потолка, лестничных маршей с первого по пятый этажи; с первого по пятый этажи произвести окраску поверхности стен, потолка, лестничных маршей, поручней, перил, радиатора отопления и тамбурной двери в соответствии с требованиями пунктов 3.2.8, 4.7.4, 4.8.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170; выполнить ремонт сломанных поручней; выполнить установку новых поручней в местах, где таковые отсутствуют; выполнить установку вертикальных стоек перил в местах, где таковые отсутствуют.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На ООО "Управляющая организация "Апатиты" возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по текущему ремонту подъезда * многоквартирного дома.., а именно:
- устранить старый отслоившийся окрасочный и штукатурный слой на поверхностях стен и потолка, лестничных маршей с первого по пятый этажи;
- с первого по пятый этажи произвести окраску поверхности стен, потолка, лестничных маршей, поручней, перил, радиатора отопления и тамбурной двери в соответствии с требованиями пунктов 3.2.8, 4.7.4, 4.8.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170;
- выполнить ремонт сломанных поручней;
- выполнить установку новых поручней в местах, где таковые отсутствуют;
- выполнить установку вертикальных стоек перил в местах, где таковые отсутствуют.
С ООО "Управляющая организация "Апатиты" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе директор ООО "УО "Апатиты" Якунин О.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, приводит довод об отсутствии у Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты полномочий на проведение лицензионного контроля в отношении управляющих организаций. Полагает, что поскольку у истца отсутствовали полномочия на проведение проверки в отношении ответчика, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, то результаты такой проверки не подлежали принятию судом.
Считает, что производство по данному делу подлежало прекращению, поскольку у истца как органа муниципального контроля также отсутствовали полномочия на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. При этом суд в решении не указал, какое именно нарушенное право неопределенного круга лиц было восстановлено.
Также указывает, что на момент рассмотрения дела ООО "УО "Апатиты" не являлось управляющей организацией многоквартирного дома, ввиду чего на нее не может быть возложена обязанность по проведению текущего ремонта общего имущества. С 01 марта 2020 года дом... исключен из реестра лицензий ответчика, и деятельность по управлению данным многоквартирным домом осуществляет иная управляющая организация. Полагает, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации при таких обстоятельствах на ответчика не может быть возложена обязанность по проведению текущего ремонта.
Также обращает внимание на то, что работы по восстановлению окрасочного слоя не включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты МО по доверенности Костерева А.А, а также третье лицо Мельникова Н.А, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась третье лицо Мельникова Н.А, просившая о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2).
В соответствии с частью 1.3 данной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ).
Согласно частям 1-3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Управляющая организация "Апатиты" с 01 апреля 2015 г. по 29 февраля 2020 г. осуществляло управление многоквартирным жилым домом * по улице... на основании договора управления от 01.04.2015 (том 1, л.д.35-41, 120).
Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.04.2016 N 000070, сведения о многоквартирном доме * по ул.... до 13.02.2020 были включены в раздел реестра лицензий Мурманской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "УО "Апатиты".
21 августа 2019г. в Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г.Апатиты Мурманской области поступила жалоба Мельниковой Н.А. на бездействие управляющей организации ООО "УО "Апатиты", выразившееся в отсутствии текущего ремонта подъезда * дома... (л.д.16).
В связи с поступлением жалобы Управлением коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г. Апатиты Мурманской области 30 августа 2019 года в отношении ответчика проведена внеплановая проверка (л.д. 27-28).
30 августа 2019 года составлен акт N 276, согласно которому при обследовании помещений и общедомового имущества выявлено несоблюдение ответчиком ряда положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170.
По результатам проверки должностным лицом Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации города Апатиты вынесено предписание N 95 от 30 августа 2019 г.
Предписанием возложена на обязанность на ООО "УО "Апатиты" в срок до 30 сентября 2019 г.: выполнить текущий ремонт кровли, герметизацию панельных стыков по лестничной клетке подъезда *, текущий ремонт опорной стенки козырька подъезда *; в срок до 15 ноября 2019 года: выполнить с первого по пятый этажи включительно текущий ремонт лестничной клетки и тамбурного отсека подъезда * с окраской всех конструктивных элементов (окна, двери, поручни, перила, радиатор отопления) учесть, что окрашенные поверхности должны иметь глянцевую или матовую однотонную поверхность; выполнить ремонт и установку новых поручней, взамен отсутствующих; выполнить ремонт вертикальных стоек перил (л.д. 33-34).
_ _ в ходе проведенной в отношении общества внеплановой выездной проверки Управлением выявлено неисполнение предписания в части выполнения работы по текущему ремонту с первого по пятый этажи включительно штукатурные, малярные работы стен, потолков, лестничных маршей и тамбурного отсека) подъезда *, включая покраску всех конструктивных элементов (приборы отопления, окна, поручни, перила, почтовые ящики, тамбурная дверь); работы по ремонту и установке новых поручней, взамен отсутствующих; работы по ремонту вертикальных стоек перил (л.д.42-43, 44, 45-47).
По результатам проверки составлен акт N 469 от 23 декабря 2019 г, копия которого вручена представителю ООО "УО "Апатиты" Якунину О.В, что подтверждается его подписью (л.д. 45-оборот).
Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г.Апатиты Мурманской области в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета депутатов г.Апатиты от 26.04.2016 N 294 (в ред.от 30.08.2016), является отраслевым (функциональным) органом Администраци МО г.Апатиты, структурным подразделением администрации г.Апатиты, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации г.Апатиты в жилищной сфере. К основным задачам Управления отнесено, в том числе, осуществление в соответствии со своей компетенцией муниципального жилищного контроля на территории г.Апатиты (пункт 3.3 Положения).
Проверка, оформленная актом от 30.08.2019г. N 276, проведена ведущим специалистом сектора муниципального жилищного контроля Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Суховой Н.Р, которой также выдано предписание от 30.08.2019г. N 95.
В соответствии с постановлением Главы администрации г.Апатиты от 08.09.2014 N 1092 (в редакции от 10.06.2016 и от 29.05.2018) указанное должностное лицо включено в Перечень должностных лиц, уполномоченных от имени Администрации г.Апатиты осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования г.Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
Факт неисполнения ответчиком указанного выше предписания от 30.08.2019г, выданного истцом в рамках осуществления муниципального контроля, послужил основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что предписание ответчиком не оспаривалось, выдано надлежащим должностным лицом в рамках его полномочий в результате установления факта нарушения организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, требований закона, предъявляемых к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем предписание является законным и подлежит обязательному исполнению.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права.
В силу части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно части 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль (статья 196 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения предприятием лицензии в отношении его должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
В силу приведенных выше положений действующего законодательства органы местного самоуправления могут проводить проверки при осуществлении лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, только в случае наделения их соответствующими полномочиями законами субъектов Российской Федерации.
Законодательный акт, наделяющий органы местного самоуправления г.Апатиты такими полномочиями, в Мурманской области не принят.
При таких обстоятельствах у истца отсутствовали полномочия на проведение проверки соблюдения ответчиком требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, которые в силу пункта 3 Положения о лицензировании относятся к лицензионным, а следовательно и на выдачу предписания.
Кроме того, судом установлено и из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме... от 27.01.2020 г. расторгнут договор управления с ООО "Управляющая организация "Апатиты" с 31.01.2020г.
01 февраля 2020 г. собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен договор управления с иной управляющей организацией.
Приказом Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 13.02.2020 г. N 69 внесены изменения в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении лицензиата ООО "Управляющая организация "Апатиты" путем исключения из раздела реестра, который содержит сведения об адресах многоквартирных домомв, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о доме... (дата окончания управления - 29.02.2020).
В отношении лицензиата ООО "Управляющая Компания Академическая" в тот же раздел реестра включены сведения об указанном многоквартирном доме (дата начала управления - 01.03.2020).
Удовлетворяя заявленные истцом требования и возлагая на ответчика обязанность выполнить работы, относящиеся к текущему ремонту подъезда * дома.., суд первой инстанции отклонил возражения ответчика о том, что в настоящее время он не является управляющей компанией, на которую может быть возложена данная обязанность.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что в силу части 1 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 1 части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Таким образом, ответчик имел право и был обязан исполнять работы по управлению домом * по ул.... только до дня возникновения обязательств по управлению данным домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников от 27.01.2020г.
Возложение обязанности выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на управляющую организацию после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и после наступления событий, перечисленных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено при неправильном применении норм материального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
руководствуясь статьями 193, 198, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитский городской суд Мурманской области от 10 марта 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации г. Апатиты Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Апатиты" об обязании выполнить работы отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.