Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Морозовой И.Ю.
судей
Койпиш В.В.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Половниковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-307/2020 по иску Волочко Ирины Михайловны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) на решение Полярного районного суда Мурманской области от 25 июня 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Морозовой И.Ю, выслушав объяснения представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) Каймазян З.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Волочко И.М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) (далее - УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 20 декабря 2019 г. она обратилась в УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением пенсионного органа от 30 декабря 2019 г. ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием права, необходимого для досрочной страховой пенсии по старости.
Полагала решение пенсионного органа незаконным, поскольку решением Полярного районного суда Мурманской области от 15 ноября 2019 г. установлен факт ее постоянного проживания в Республике Беларусь в период с 11 августа 1979 г. по 12 октября 1993 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением установленного возраста на два года, как лицу, проживавшему в зоне льготно социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и обязать УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21 декабря 2019 г, а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Протокольным определением суда от 28 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Судом принято решение, которым иск удовлетворен, за Волочко И.М. признано право на назначение пенсии по старости с уменьшением установленного общеустановленного пенсионного возраста на два года, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. На УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области возложена обязанность назначить Волочко И.М. страховую пенсию по старости с 21 декабря 2019 г. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области Каймазян З.Г, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Выражая несогласие с решением суда, приводя положения статей 1, 9-11, 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указывает, что право на льготы имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. При этом для уменьшения возраста назначения пенсии на первоначальную величину подлежит подтверждению факт постоянного проживания или работы в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. на территории радиоактивного загрязнения, и не имеет правового значения продолжительность постоянного проживания (работы) в этот период. При уменьшении возраста на дополнительную величину должен быть подтвержден факт постоянного проживания на соответствующей территории на дату обращения за назначением пенсии.
Приводя положения пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, настаивает на том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим в Республике Беларусь, на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств.
Указывает, что пенсии, назначаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации по своей правовой природе не относятся к мерам социальной поддержки, предусмотренным статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1. Международных договоров в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Российская Федерация не заключала. При этом Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенным в г. Москве 13 марта 1992 г. не предусмотрено пенсионное обеспечение граждан государств-участников данного Соглашения с учетом норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социального развития в Мурманской области Мякишев С.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Волочко И.М, представители третьих лиц Министерства труда и социального развития в Мурманской области и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 г.).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, в том числе связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1) и другими федеральными законами, не противоречащими названному Закону и актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом (часть 4 статьи 28.1 Закона N 1244-1).
На основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Положениями статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения сторон, а также законодательством, регулирующим льготное пенсионное обеспечение граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 июля 2006 г. 403-О, указал, что для разрешения вопроса о снижении пенсионного возраста на первую величину действительно не имеет значения продолжительность проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, между тем, снижение возможно только в том случае, если период проживания гражданина в определенной зоне соотносится с периодом с 26 апреля 1986 г. (т.е. с момента аварии на Чернобыльской АЭС) до 30 июня 1986 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 декабря 2019 г. Волочко И.М, _ _ года рождения, обратилась в УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ, статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.
N 1244-1.
Решением пенсионного органа N * от 30 декабря 2019 г.
(с учетом внесенных изменений решением N * от 18 мая 2020 г.) Волочко И.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права, необходимого для ее назначения.
В решении от 30 декабря 2019 г. пенсионным органом указано, что представленные справки N * от 28 августа 2001 г, выданная Речицким городским исполнительным комитетом Гомельской области, и N * от 22 июня 2018 г, выданная коммунальным унитарным предприятием "Речицкий райжилкомхоз "ЖЭУ Новоречицкий", не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих льготы на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку зоны радиоактивного загрязнения установлены в соответствием с законодательством иностранного государства.
Документально подтвержденный стаж истца на момент обращения в пенсионный орган составил: страховой стаж - 29 лет 1 месяц 20 дней (в календарном исчислении); стаж работы в районах Крайнего Севера - 23 года 3 месяца.
Из дела также следует, что ранее 21 ноября 2018 г. истец обращалась в УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и с учетом статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, однако решением пенсионного органа от 4 декабря 2018 г. в установлении пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием права, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, с указанием также на то, что приложенные к заявлению справки N * от 28 августа 2001 г. и N * от 25 июня 2018 г, выданные Речицким городским исполнительным комитетом Гомельской области, справка N * от 22 июня 2018 г, выданная коммунальным унитарным предприятием "Речицкий райжилкомхоз" Жилищно-эксплуатационный участок "Новоречицкое", не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающие льготы на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку зоны радиоактивного загрязнения установлены в соответствии с законодательством иностранного государства.
Вступившим в законную силу 4 февраля 2020 г. решением Полярного районного суда Мурманской области от 15 ноября 2019 г. частично удовлетворены исковые требования Волочко И.М. к УПФР в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания.
Указанным решением суда установлен факт постоянного проживания Волочко И.М. по адресу:.., в период с 11 августа 1979 г. по 12 октября 1993 г. В удовлетворении остальных требований Волочко И.М. отказано.
Как следует из решения суда от 15 ноября 2019 г, судом установлен факт проживания Волочко И.М. в городе Речица Гомельской области Республики Беларусь в период с 11 августа 1979 г. по 12 октября 1993 г. на основе анализа и оценки представленных истцом в подтверждение проживания в спорные периоды на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, письменных доказательств, в том числе справок КУП "Речицкий райжилкомхоз" Жилищно-эксплуатационный участок "Новоречицкое" N * от 22 июня 2018 г. и Речицкого городского исполкома Республики Беларусь N * от 28 сентября 2001 г, постановления Совета Министров Республики Беларусь N * от 1 июня 1992 г. и справки N * от 25 июня 2018 г, выданной Речицким районный исполнительным комитетом, согласно которым город Речица Гомельской области с апреля 1986 г. по настоящее время относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Вместе с тем, поскольку факт постоянного проживания (работы) Волочко И.М. с 1986 г. на территории с льготным социально-экономическим статусом в течение не менее 8 лет не нашел своего подтверждения, суд сделал вывод, что у Волочко И.М, с учетом документально подтвержденного периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 12 октября 1993 г, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии не возникло право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на три года.
Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 4 февраля 2020 г, которым решение Полярного районного суда Мурманской области от 15 ноября 2019 г. оставлено без изменения, отклоняя доводы апелляционной жалобы Волочко И.М. о наличии оснований для признания за ней права на назначение досрочной пенсии по старости с 21 декабря 2019 г, то есть с даты достижения ею возраста 48 лет (со снижением возраста на два года), суд апелляционной инстанции указал, что данное событие к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции не наступило, тогда как по смыслу статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные Волочко И.М. исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из установленного и бесспорно подтвержденного факта проживания истца в городе Речица Гомельской области Республики Беларусь с 11 августа 1979 г. по 12 октября 1993 г, включая документально подтвержденный период ее проживания с 26 апреля 1986 г. по 12 октября 1993 г. в зоне с периодическим радиационным контролем, соответствующей зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем пришел к выводу о том, что пенсионным органом неправомерно не засчитан спорный период проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Так, судом установлено и подтверждается материалами настоящего гражданского дела, материалами пенсионного дела (отказного) Волочко И.М, и сторонами не оспаривалось, что истец на момент обращения в пенсионный орган с заявлением достигла возраста 48 лет и по состоянию на дату обращения страховой стаж истца в календарном исчислении составил 29 лет 1 месяц 20 дней.
С учетом изложенного и принимая во внимание установленный вступившим в законную силу решением Полярного районного суда Мурманской области от 15 ноября 2019 г. период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, составивший более 7 лет, суд правильно исходил из наличия у Волочко И.М. права на снижение пенсионного возраста, с которого назначается пенсия по старости, на два года, и с учетом того, что право на назначение досрочной страховой пенсии у истца возникло с 21 декабря 2019 г. (с момента достижения возраста 48 лет), пришел к правомерному выводу о признании за истцом право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, возложив на пенсионный орган обязанность назначить истцу пенсию по старости с 21 декабря 2019 г.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные отношения.
Приведенные в апелляционной жалобе стороной ответчика доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому на вышеуказанные выводы суда первой инстанции не влияют и не могут служить основанием для отмены решения.
Так, в силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
В соответствии со статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
Аналогичные положения предусмотрены и статьями 3, 4, 11, 21 договора от 24 января 2006 г, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированного Федеральным законом N 227-ФЗ от 7 декабря 2006 г, в которых регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).
Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.
При таких обстоятельствах представленные истцом справки и другие вышеуказанные доказательства в подтверждение факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период подлежали принятию и оценке без легализации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что снижение пенсионного возраста на дополнительную величину допустимо лишь в случае постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на дату обращения за назначением пенсии, подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. 403-О, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6(часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Ссылки ответчика в жалобе на то, что назначаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии по своей правовой природе не относятся к мерам социальной поддержки, предусмотренным положениями статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.
N 1244-1, основаны на неправильном толковании приведенной нормы, принимая во внимание, что предметом регулирования названного Закона является защита прав и интересов, а также государственная политика в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в числе чего Законом предусмотрены и соответствующие льготы в области пенсионного обеспечения.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, достаточно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правовую оценку в обжалуемом судебном решении.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 25 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.