2-ой Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Кузнеченкова Д.Н., судей - Смагина К.М. и Лунёва П.В., при помощнике судьи Цыреновой А.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-32/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулёва (г. Омск) (далее - филиал академии) " ... " Галкина Алексея Викторовича об оспаривании действий начальника (территориальное г. Омск) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя Управление жилищного обеспечения по доверенности - "ФИО"7. на решение Омского гарнизонного военного суда от 22 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Как следует из решения, Галкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника территориального отделения от 28 февраля 2020 года N 14/12 ему было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге.
Полагая свои права нарушенными, Галкин просил признать названное решение незаконным и обязать должностное лицо отменить его и повторно рассмотреть вопрос о постановке на указанный учёт.
Решением Омского гарнизонного военного суда от 22 мая 2020 года административное исковое заявление Галкина удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с принятым по делу решением просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование следующее.
Так "ФИО"8, анализируя нормы военного законодательства, указывает на то, что поскольку ранее в 2010 году административному истцу как военнослужащему увольняемому с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: "адрес", то Министерство обороны Российской Федерации уже исполнило обязательство по обеспечению Галкина и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства.
Со ссылкой на Закон города Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", считает, что административный истец и члены его семьи не могут претендовать на получение жилого помещения в связи с обеспеченностью в названном городе жильём (исходя из расчета 50, 1/3=16, 7 кв. м) более учетной нормы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Так, разрешая заявленные требования суд руководствовался положениями п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 и п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, регламентирующими порядок и условия обеспечения военнослужащих жилым помещением, в том числе и увольняемых с военной службы.
При этом гарнизонным военным судом было установлено, что Галкин в июне 1998 года окончил военную образовательную организацию высшего образования с получением офицерского звания, и проходил непрерывно военную службу по контракту на различных воинских должностях. 29 августа 2019 года был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 11 мая 2020 года исключен из списков личного состава филиала академии.
В связи с увольнением с военной службы по указанному основанию, 22 января 2020 года Галкин обратился в Управление жилищного обеспечения с просьбой признать его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и принять на учёт для обеспечения жилым помещением в городе Санкт-Петербурге с составом семьи три человека (он, супруга и дочь). Также Галкиным указано что принадлежащее им жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании решения районного суда передается в собственность Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно решению начальника территориального отделения от 28 февраля 2020 года N 14/12 следует, что Галкину отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что представленные им документы не подтверждают его право состоять на указанном учете. Решение районного суда не исполнено и жилое помещение не сдано.
Центральным районным судом города Хабаровска решением от 29 октября 2019 года за Галкиным и членами его семьи признано право на безвозмездную передачу указанного жилого помещения в федеральную собственность, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность принять его и заключить с Галкиным и членами его семьи договор социального найма жилого помещения.
Копиями заявлений от 16 декабря 2019 года, 29 января и 6 февраля 2020 года подтверждается то, что административный истец обращался в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации далее - Департамент) и его Дальневосточное территориальное подразделение по вопросу принятия у него жилого помещения во исполнение решения суда.
Согласно договора передачи приватизированного жилого помещения в собственность Российской Федерации от 6 марта 2020 года, акта приема-передачи от этой же даты, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, жилое помещение Галкиным передано в собственность Российской Федерации, о чем 24 марта 2020 года исполнена соответствующая запись.
Из копии договора социального найма от 27 марта 2020 года N 1 следует, что жилое помещение в настоящее время находится в пользовании у Галкина, его супруги и дочери на условиях социального найма.
Проанализировав приведённые правовые нормы и приняв во внимание обстоятельства дела, а также то, что административный истец предпринял меры по передаче Министерству обороны Российской Федерации ранее предоставленного ему жилого помещения, на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществлялось оформление такой передачи, которое затянулось не по его вине, гарнизонный военный суд пришел к выводу о нарушении жилищных прав истца, поскольку избрание военнослужащим после увольнения с военной службы места жительства является самостоятельным основанием для признания такого военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях, а документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации по прежнему месту жительства подлежат предоставлению при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Однако такие выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, что выразилось в неприменении закона, подлежащего применению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 14 мая 2013 года N 693-О и 694-О, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при наличии указанных в законе оснований жилые помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства предоставляются по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма. В соответствии с данным законоположением постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно. В отношении же иных военнослужащих продолжают применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054).
Как установлено судом апелляционной инстанции Галкину, относящемуся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, в 2010 году в связи с организационно-штатными мероприятиями, на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь) по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 50, 1 кв м. (т.1 л.д. 7). Учетная норма в данном городе, согласно решению Хабаровской городской Думы от 19 июля 2005 года N 109, составляет 12 кв. м, то есть Галкин и члены его семьи были обеспечены жильём более учётной нормы.
В последующем Галкин уволен с военной службы не был и продолжил её, а предоставленное жилое помещение в 2011 году, на основании решения суда, было передано административному истцу и членам его семьи в собственность в порядке приватизации.
Обращаясь с заявлением в Управление жилищного обеспечения, Галкин, обеспеченный жилым помещением по установленным нормам, не представил обязательства об освобождении жилого помещения. Приложенное к заявлению решение Центрального районного суда от 29 октября 2019 года о деприватизации таковым расценено быть не может, поскольку на Министерство обороны Российской Федерации одновременно была возложена обязанность по заключению договора социального найма этого же жилого помещения.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В этом же пункте ст. 15 федерального закона указано, что документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названных норм права в их взаимосвязи указывает на то, что социальная гарантия в виде обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства предоставляется указанным в законе категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей только при условии сдачи соответствующему органу жилых помещений по прежнему месту жительства. При этом в том случае, если военнослужащий не принял в отношении занимаемого по месту военной службы жилого помещения обязательства о его сдаче или возможность сдачи этого жилого помещения отсутствует, то при решении вопроса о признании такого военнослужащего нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по избранному постоянному месту жительства.
Согласно ст. 3 Закона города Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учётная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м площади жилого помещения.
Поскольку обеспеченность Галкина и членов его семьи жильём составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной по избранному месту жительства, и на момент рассмотрения заявления он не принимал в отношении занимаемого жилого помещения обязательства о сдаче, то у жилищного органа отсутствовали законные основания для признания административного истца нуждающимся в жилом помещении в городе Санкт-Петербурге.
При этом выводы суда о преждевременности вынесения оспариваемого решения должностного лица, поскольку административный истец выразил соответствующее намерение и предпринял меры по передаче Министерству обороны Российской Федерации ранее предоставленного ему жилого помещения, и, на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия его на учёт нуждающихся в жилых помещениях осуществлялось оформление такой передачи, которое затянулось не по его вине, не могут быть признаны состоятельными.
Так, жилое помещение было предоставлено Галкину и членам его семьи в 2010 году по договору социального найма. В последующем, несмотря на то, что Галкин относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, предоставленная квартира, по инициативе административного истца, была по решению суда обращена в собственность его и членов семьи, в связи с чем именно действия Галкина, а не кого-либо иного привели к сложившейся на момент обращения в жилищный орган, ситуации.
При этом решение начальника территориального отделения от 28 февраля 2020 года N 14/12 было вынесено в установленный пунктом 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации срок.
Заслуживают внимание и доводы апелляционной жалобы относительно исполнения Министерством обороны Российской Федерации своих обязательств по обеспечению Галкина и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Так как, хотя в 2010 году жилое помещение в городе Хабаровске и было предоставлено менее установленной пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норме предоставления площади жилого помещения в 18 кв.м (исходя из расчета 50, 1/3=16, 7 кв. м), однако это не свидетельствует о праве административного истца претендовать на получение другого жилого помещения, в связи с обеспеченностью в названном городе жильём более учетной нормы. К тому же Галкин как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, мог быть обеспечен жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, лишь при увольнении с военной службы при определенных условиях, предусмотренных настоящим законом.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В связи с изложенным, решение суда о признании незаконным решения начальника территориального отделения от 28 февраля 2020 года N 14/12 об отказе в принятии Галкина на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и, возложении на должностное лицо обязанности отменить его, и, повторно рассмотреть заявление административного истца, является необоснованным и подлежащим полной отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска, в том числе в части взыскания в пользу Галкина судебных расходов.
Руководствуясь ст. 307, 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 22 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Галкина Алексея Викторовича отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На решение и (или) апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Омский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
Председательствующий Д.Н. Кузнеченков
Судьи: К.М. Смагин
П.В. Лунёв
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.