СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М, судей Санжаровской Н.Ю, Попова В.В, при секретаре Нечаевой Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 07 сентября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Жердева Н.Ф. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 мая 2020 года, которым
взысканы с Жердева Н.Ф. в пользу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми пени по транспортному налогу за 2015 - 2017гг. за период с 12.02.2019 по 08.07.2019, с 11.12.2017 по 08.07.2019, с 27.11.2017 по 08.09.2019 всего в размере 5 581 рубль 48 копеек, в доход бюджета МО ГО "Ухта" взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Попова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Жердеву Н.Ф. о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 - 2017гг, а именно пеня за 2015 год за период с 27.11.2017 по 08.09.2019 в размере 2377, 69 рублей, пеня за 2016 год за период с 11.12.2017 по 08.07.2019 в размере 2539, 42 рублей, пеня за 2017 год за период с 12.02.2019 по 08.07.2019 в размере 664, 37 рублей, всего в размере 5 581, 48 рублей, в связи с несвоевременной оплатой налога, в обоснование которых указала, что должнику были направлены уведомления с указанием подлежащих уплате сумм налога и объектов налогообложения, а также требования об уплате налога.
Судебное разбирательство по административному делу проводилось в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ в упрощенном (письменном) производстве.
Судом вынесено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе Жердевым Н.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Административный истец и административный ответчик, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судебная коллегия в соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статей 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По смыслу статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (пункт 1 статья 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Статьёй 14 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 358 Налогового Кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (часть 1 статьи 362 НК РФ). Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год (части 4 и 5 статьи 362 НК РФ в редакции, действовавшей по правоотношениям, возникшим по данному делу).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ уплата налога по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленными законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частями 2, 3 и 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, направляемое налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяемые в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно статье 2 Закона Республики Коми N 110-РЗ от 26.11.2002 "О транспортном налоге" (в редакции от 01.12.2011 N 123-РЗ) на территории Республики Коми установлены соответствующие ставки транспортного налога.
Как следует из материалов дела, по сведениям ГИБДД на имя ответчика с 09.02.2006 зарегистрированы транспортные средства: 1) легковой автомобиль... года выпуска с г.р.з. "... "; 2) легковой автомобиль... года выпуска с г.р.з. "... ".
По указанным объектам налогообложения на первый автомобиль был рассчитан транспортный налог за 2015 год - 720 рублей; за 2016 год - 1080 рублей, за 2017 год - 1080 рублей; на второй автомобиль был рассчитан транспортный налог за 2015 год - 16500 рублей; за 2016 год - 16500 рублей, за 2017 год - 16500 рублей.
Налоговым органом ответчику направлялись налоговые уведомления об уплате транспортного налога от 12.09.2016 N 89555010, от 20.09.2017 N 57408844, от 10.08.2018 N 46509408 по указанным автомобилям на вышеуказанные суммы со сроком уплаты до 01 декабря соответствующего года.
Вступившим в законную силу 23.04.2018 решением Ухтинского городского суда от 26.12.2017 по делу N... с Жердева Н.Ф. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 17220 рублей, пени за 2015 год в размере 57, 40 рублей за период с 02.12.2016 по 11.12.2016, всего 17 277, 40 рублей.
Вступившим в законную силу 08.04.2019 решением Ухтинского городского суда от 17.01.2019 по делу N... с Жердева Н.Ф. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 17580 рублей, пени за 2016 год за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в размере 43, 51 рубля, пени за 2015 год за период с 12.12.2016 по 26.11.2017 в размере 1866, 65 рублей, всего 19 490, 16 рублей.
Вступившим в законную силу 17.01.2020 решением Ухтинского городского суда от 18.12.2019 по делу N... с Жердева Н.Ф. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 17580 рублей, пени за 2017 год за период с 04.12.2018 по 11.02.2019 в размере 361, 01 рублей, всего 17 896, 01 рублей.
Согласно статьям 48 и 70 Налогового кодекса РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (часть 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
В связи с неуплатой пени налоговым органом должнику было направлено требование об уплате пени от 09.07.2019 N 32564 на сумму пени в размере 5581, 48 рублей со сроком уплаты до 01.11.2019, однако, ответчик пени не погасил, доказательств уплаты задолженности суду не представил.
Установленные сроки направления налогоплательщику требований об уплате налога, и подачи в суд заявления о взыскании задолженности по налогу налоговым органом соблюдены.
Налоговый орган в течение шестимесячного срока исполнения указанного требования, обратился 06.12.2019 к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 11.12.2019 по делу N... с Жердева Н.Ф. взысканы пени в размере 5581, 48 рублей.
Определением мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 30.12.2019 указанный судебный приказ в связи с поступившими от Жердева Н.Ф. возражениями был отменен.
Обращение в порядке административного искового производства с административным иском последовало 16.03.2020, то есть в пределах предусмотренного частью 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Соответственно с учетом ранее состоявшихся судебных решений с Жердева Н.Ф. взыскана пеня за 2015 год за последующий после взыскания период с 27.11.2017 по 08.09.2019 в размере 2377, 69 рублей, пеня за 2016 год за последующий после взыскания период с 11.12.2017 по 08.07.2019 в размере 2539, 42 рублей, пеня за 2017 год за последующий после взыскания период с 12.02.2019 по 08.07.2019 в размере 664, 37 рублей.
Доводы апелляционной жалобы Жердева Н.Ф. о невозможности взыскания пени отдельно от требований о взыскании недоимки по налогу, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика о неправомерности взыскания пени по транспортному налогу за 2015-2017 г.г, необходимо исходить из наличия вступивших в законную силу решений Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.12.2017, от 17.01.2019 и от 18.12.2019, по которым с Жердева Н.Ф. взыскана задолженность сумм транспортного налога за 2015-2017 г.г, обязанность по уплате которых административным ответчиком не была исполнена. Поскольку согласно представленной налоговым органом карточке "Расчеты с бюджетом" фактическую уплату задолженности по транспортному налогу ответчик начал производить только с 10.10.2019, начисление пени до 08.07.2019 и 08.09.2019 правомерно. При этом судебная коллегия исходит из того, что Жердев Н.Ф, начав производить оплату транспортного налога за 2015-2017 годы, фактически признал факт наличия имеющейся у него задолженности. Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с ответчика суммы пени по транспортному налогу за указанные периоды в связи с несвоевременной уплатой исчисленного налога в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Доводы Жердева Н.Ф. об указании в решении суда периодов взыскания пени, которые накладываются друг на друга, являются необоснованными, поскольку материалами дела подтверждено, что пени начислены на имеющуюся задолженность по транспортному налогу за 2015-2017 годы, каждый из которых за отдельный налоговый период, с учетом ранее взысканных сумм пени, которые не накладываются друг на друга, и не свидетельствует о незаконности решения суда.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жердева Н.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.