Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ДиМ" Селедковой Е.Б. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 августа 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственности "ДиМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 августа 2020 года общество с ограниченной ответственностью "ДиМ" (далее по тексту - ООО "ДиМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, законный представитель юридического лица - директор ООО "ДиМ" Селедкова Е.Б. просит постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 августа 2020 года отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебное заседание 29 сентября 2020 года директор ООО "ДиМ" Селедкова Е.Б. не явилась; о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела от нее не поступило.
Заслушав выступление защитника ООО "ДиМ" по доверенности от 20 января 2020 года N Соколовой С.В, поддержавшей жалобу в полном объеме, мнение представителя управления административно-технического контроля Калужской области по доверенности от 6 августа 2020 года N СО-550-20 Зиновкиной Н.С, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт "ф").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которым граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц указанных в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Калужской области с 17 марта 2020 года введен режим повышенной готовности, установлены определенные правила поведения и ограничения как для граждан, так и для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно пункту 7.10 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" гражданам при нахождении на остановках (остановочных пунктах) общественного транспорта, в общественном транспорте, в такси; посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, организаций, чья деятельность не приостановлена, предписано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания - медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
В силу положений подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5 вышеназванного постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ДиМ" к административной ответственности) ограничения, установленные пунктами 8.2.1, 8.5.1, 8.5.2 настоящего Постановления, не распространяются на организации, индивидуальных предпринимателей, указанные(ых) в пунктах 8.2.1.1, 8.5.3 настоящего Постановления, исходя из осуществляемых видов экономической деятельности, при выполнении ими писем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2020 года N, от 20 апреля 2020 года N, от 21 апреля 2020 года N N, N, N, а также Методических рекомендаций МР 3.1/2.1.0192-20. "3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 4 июня 2020 года, и при условии соблюдения гражданами - потребителями товаров (работ, услуг) предоставляемых (оказываемых) организациями, индивидуальными предпринимателями, пункта 7.10 настоящего Постановления.Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Как видно из представленных материалов, 17 июля 2020 года должностным лицом управления административно-технического контроля Калужской области выявлен факт нарушения ООО "ДиМ" требований подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а именно: 17 июля 2020 года в 12 часов 04 минуты ООО "ДиМ" в нежилом помещении магазина "Остров сокровищ", расположенного на первом этаже "адрес", осуществляло обслуживание граждан - потребителей товаров без условий соблюдения гражданами использования средств индивидуальной защиты - медицинских масок, не соблюдался режим использования средств индивидуальной защиты - медицинских масок обслуживающим персоналом магазина.
Вывод судьи районного суда о том, что указанные действия ООО "ДиМ" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных доказательств, в том числе актом осмотра от 17 июля 2020 года N 10239-20 с приложенными к нему фотоснимками (л.д. 1, 2-5), протоколом об административном правонарушении от 30 июля 2020 года N 1-К-12188-2020 (л.д. 16-17), которым (доказательствам) судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы об обратном, суд первой инстанции в своем постановлении наряду с другими представленными доказательствами обоснованно сослался и на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 июля 2020 года (л.д. 6), содержащую сведения относительно юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Несогласие директора Селедковой Е.Б. с правовой оценкой действий ООО "ДиМ" и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "ДиМ" состава вмененного административного правонарушения опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему фотоснимков следует, что в торговом зале магазина "Остров сокровищ" не соблюдается масочный режим как самим персоналом магазина, так и покупателями, обслуживание которых осуществляется.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены верно. Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему конкретного процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ООО "ДиМ" в совершении административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доказательства по делу получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя ООО "ДиМ" и отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.
Согласно тексту протокола об административном правонарушении от 30 июля 2020 года N, составленного в отношении ООО "ДиМ", последнему вменено несоблюдение требований подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200. Аналогичные данные отражены и в обжалуемом постановлении от 18 августа 2020 года о назначении административного наказания. При этом положения пункта 7.10 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 приведены в постановлении суда первой инстанции, как и в настоящем решении, исходя из того, что на них содержится прямая ссылка в подпункте 8.5.3.1 пункта 8.5 названного постановления.
Доводы стороны защиты о наличии оснований для применения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что на момент составления протокола подпункт 8.5.3.1 и пункт 8.5 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 были отменены постановлением Правительства Калужской области от 28 июля 2020 года N 569, не могут повлечь удовлетворение жалобы. Такие же доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно были отвергнуты с приведением мотивов принятого в этой части решения, оснований не согласиться с которыми не усматривается.
Как указывалось ранее, на момент совершения ООО "ДиМ" административного правонарушения на территории Калужской области был введен режим повышенной готовности.
При этом согласно подпункту 8.5.3.1 пункта 8.5 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ДиМ" к административной ответственности) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями своей деятельности допускалось только при условии соблюдения гражданами - потребителями товаров (работ, услуг) предоставляемых (оказываемых) организациями, индивидуальными предпринимателями, пункта 7.10 настоящего Постановления относительно масочного режима.
То обстоятельство, что в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 28 июля 2020 года N 569 на территории Калужской области с 28 июля 2020 года начался третий этап снятия ограничительных мероприятий, введенных в условиях эпидемического распространения коронавирусной инфекции, и часть из уже установленных ограничительных мероприятий не продолжили своего действия, не исключает обязанности по выполнению ООО "ДиМ" требований постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 в действовавшей на момент фиксации административного правонарушения редакции, и не влечет декриминализацию действий данного юридического лица.
Кроме того, постановлением Правительства Калужской области от 28 июля 2020 года N 569 одновременно с признанием утратившими силу ряда пунктов постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 на организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности возложена обязанность по обеспечению выполнения (исходя из осуществляемых видов экономической деятельности) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, включая профилактические мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренные документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 1.9).
В связи с этим положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам настоящего дела применению не подлежат.
Иные приводимые в жалобе доводы выводы о виновности ООО "ДиМ" в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и на законность и обоснованность обжалуемого постановления не влияют.
Срок давности и порядок привлечения ООО "ДиМ" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ООО "ДиМ" назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. При назначении административного наказания применены положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначен административный штраф в размере половины от минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. Оснований для изменения обжалуемого постановления в части вида назначенного административного наказания, на что защитником обращалось внимание в настоящем судебном заседании, не имеется.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ДиМ" не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 августа 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДиМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.