Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В, при секретаре Семеновой Н.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коршуновой Марины Валерьевны к Правительству Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
Коршунова М.В. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для обслуживания и содержания зданий, строений и сооружений", с кадастровым номером N, общей площадью 4 000 кв.м, расположенного по адресу: Калужская область, пос.Думиничи, ул.Лермонтова, д.49 "А".
Постановлением Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области по состоянию на 01 января 2007 года (л.д.27 т.1).
На основании названного Постановления Правительства Калужской области была определена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 13 марта 2012 года в размере 17 217 840 руб.
Коршунова М.В, считая, что данная кадастровая стоимость земельного участка является необоснованно завышенной и нарушает её право уплачивать земельный налог исходя из действительной его стоимости, 22 июля 2019 года обратилась в Калужский областной суд с административным иском, в котором просила установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года с учетом даты определения кадастровой стоимости 13 марта 2012 года в сумме 689 040 руб.
В последующем, Коршунова М.В. уточнила заявленные требования, просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 2 825 000 руб. по состоянию 13 марта 2012 года (л.д.212, 213 т.1).
В судебное заседание Коршунова М.В. не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела без её участия, требования с учетом уточнения поддерживает.
Представитель Правительства Калужской области по доверенности Егорова Ю.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что в данном случае имеются основания для прекращения производства по настоящему административному иску.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства экономического развития Калужской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области, МИНФС N 5 по Калужской области, Администрации муниципального района "Думиничский район" Калужской области, ГБУ КО "Центр кадастровой оценки", извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя Правительства Калужской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности Коршуновой М.В. земельного участка с кадастровым номером N, определена на основании постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 по состоянию на 13 марта 2012 года в размере 17 217 840 руб.
Налоговым уведомлением от 12 октября 2017 года Коршунова М.В. извещена о необходимости уплаты доначисленного ей земельного налога в отношении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером за 2014 год в размере 34 436 руб, исходя из кадастровой стоимости, определенной постановлением Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 в размере 17 217 840 руб.
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 15 ноября 2013 года N 1383-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Думиничского района Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по Думиничскому району Калужской области"" кадастровая стоимость названного земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2012 года в размере 590 080 руб. Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2015 года (л.д.30, 31 т.1).
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 08 октября 2018 года N 1225-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Калужской области по состоянию на 01 января 2018 года" кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на эту дату установлена в размере 1 430 440 руб. Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2019 года (л.д.28, 29 т.1).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 194 КАС Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Указанная норма вступила в силу с 1 января 2019 года и применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
При этом следует учесть положение пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, в том числе и в случаях изменения решением суда кадастровой стоимости земельного участка.
Также следует учесть и положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Исходя из буквального толкования приведенных выше правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога в связи с установлением решением суда после 01 января 2019 года архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Установлено, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 17 217 840 руб, определенная по состоянию на 13 марта 2012 года, применялась в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2014 год.
С 01 января 2015 года в отношении указанного земельного участка действует и применяется иная его кадастровая стоимость в качестве налоговой базы, установленная по состоянию на 01 января 2012 года в размере 590 080 руб.
С 01 января 2019 года в отношении данного земельного участка действует и применяется кадастровая стоимость в размере 1 430 440 руб, установленная по состоянию на 01 января 2018 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент обращения Коршуновой М.В. в суд 22 июля 2019 года с настоящим административным иском, у неё не сохранилось право на применение результатов пересмотра оспариваемой архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения за налоговый период - 2014 год.
Исходя из этого, производство по данному административному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 128 (п.3 ч.1), 194 (ч.2), 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Коршуновой М.В. к Правительству Калужской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного Суда общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения.
Председательствующий Ю.В. Сычев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.