Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей Богдашова Д.А. и Дзадзиева Д.А, с участием секретаря судебного заседания Ткаченко А.А, административного истца Орлова А.И, его представителя Долженкова В.С. и представителя административного ответчика - Рамазанова Р.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-49/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Бутова С.В. на решение Курского гарнизонного военного суда от 18 мая 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N майора юстиции запаса Орлова Александра Ивановича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с выплатой денежной компенсации за наём жилого помещения не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, а также административного истца и его представителя, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Орлов поступил на военную службу в августе 1998 года, в период с августа 2014 года по апрель 2019 года проходил военную службу по контракту в войсковой части N (г. Курск), решением жилищной комиссии которой 18 декабря 2018 года он с двумя детьми был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства в г. Москве и Московской области.
Приказом командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 61 административный истец досрочно уволен с военной службы в запас по семейным обстоятельствам, а приказом командира войсковой части N от 16 апреля 2019 года N 71 - исключен из списков личного состава воинской части с 17 апреля того же года.
До 15 сентября 2019 года Орлов с двумя несовершеннолетними детьми проживал в г. Курске на съёмной квартире, после чего переехал на постоянное место жительство в г. Москву, где также осуществляет наём жилого помещения.
Поскольку после исключения из списков личного состава воинской части административному истцу, принятому на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях и необеспеченному таковым, перестали выплачивать денежную компенсацию за наём жилья, он в декабре 2019 года обратился в войсковую часть N с заявлением о её выплате.
В феврале 2020 года войсковая часть N перечислила Орлову денежную компенсацию за наём жилья за период с апреля 2019 по январь 2020 из расчёта 3 600 руб. в месяц.
Полагая свои права нарушенными, Орлов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с выплатой ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения не в полном объеме;
-обязать командира войсковой части N доплатить ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с 17 апреля 2019 года по день обращения в суд и продолжать её выплачивать по нормам жилищного законодательства, исходя из нормативов общей площади жилого помещения, количества членов семьи, его фактического проживания в г. Москве и предельной стоимости найма 1 кв. метра общей площади жилого помещения до предоставления ему жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Орлова удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с выплатой Орлову денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15 сентября 2019 года по январь 2020 года из расчета 3 600 руб. в месяц, и обязал указанное должностное лицо произвести административному лицу доплату денежной компенсации за наем жилого помещения в г. Москве за соответствующий период времени.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части N в пользу Орлова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
В удовлетворении административного искового заявления Орлова в оставшейся части требований суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства, а также на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что вопреки требованиями пункта 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, Орловым не были представлены в воинскую часть из органов исполнительной власти г. Москвы документы, необходимые для принятия решения о выплате ему денежной компенсации за наём жилья. В этой связи командованием воинской части было принято решение о прекращении административному истцу оспариваемой выплаты.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей определен одноименным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Положение).
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 2 Положения при перемене места жительства гражданами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, и невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2019 года N 1517 пункт 2 Положения был дополнен новым абзацем: решение о выплате денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, принимается органом управления, оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью и организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В пункте 3 данного Положения закреплено, что выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
В силу пункта 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.; в других городах и районных центрах - 3 600 руб.; в прочих населенных пунктах - 2 700 руб.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6901 от 18 декабря 2018 года N 12-2018, Орлов, как поступивший на военную службу в 1998 году и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет составом семьи 3 человека (он и двое несовершеннолетних детей) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в г. Москве.
Из содержания данного протокола также следует, что административный истец состоит на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Выпиской из приказа командира войсковой части N от 16 апреля 2019 года N 71 подтверждается, что Орлов, уволенный с венной службы по собственному желанию, с 17 апреля 2019 года исключен из списков личного состава воинской части.
Согласно имеющимся в материалах дела светокопиям договоров найма жилого помещения от 24 октября 2018 года и от 15 сентября 2019 года, административный истец до 15 сентября 2019 года проживал в г. Курске, осуществляя найм жилья по адресу: "адрес" за 8 000 руб. в месяц, после чего переехал в г. Москву и стал осуществлять наем жилого помещения по адресу: "адрес" за 40 000 руб. в месяц.
Светокопией заявления Орлова, датированного 21 декабря 2019 года, подтверждается, что административный истец, приложив копию договора найма жилого помещения, просил командира войсковой части N выплачивать ему с 16 апреля 2019 года денежную компенсацию за наем жилья в размере фактически расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1103.
Как видно из светокопии ответа командира войсковой части N от 22 января 2020 года за исх. N 253/0-1 на обращение административного истца, командованием по результатам проведенных мероприятий по проверке оснований для выплаты Орлову денежной компенсации за наём жилья было принято решение о выплате таковой, исходя из бесспорно причитающегося размера. Решение вопроса о выплате компенсации в размере, установленном пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, отложено до поступления соответствующих разъяснений от вышестоящего командования.
Согласно светокопиям платежных поручений от 3 февраля 2020 года N 550199, от 20 февраля 2020 N 705859 и от 17 апреля 2019 года N 709386 войсковая часть N перечислила Орлову денежные средства на общую сумму 39 600 руб, из расчета 3 600 руб. в месяц.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Орлов, будучи принятым на учёт нуждающихся в служебном жилье и необеспеченным таковым, осуществляет наём жилого помещения по избранному месту жительства - в г. Москве за 40 000 руб. в месяц, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у административного истца права на обеспечение денежной компенсацией исходя из 15 000 руб. в месяц, обоснованно возложив обязанность на должностное лицо её доплатить за соответствующий период времени.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Что же касается доводов жалобы о непредоставлении Орловым из органов исполнительной власти г. Москвы документов, необходимых для принятия решения о выплате ему денежной компенсации за наём жилья, то судебная коллегия считает их несостоятельными, так как согласно вышеприведенному сообщению командования им уже были проведены необходимые мероприятия по проверке законности оснований для осуществления оспариваемых выплат.
Так, согласно сообщению заместителя начальника Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве от 3 марта 2020 года в адрес командира войсковой части 6901, Орлову с 18 апреля по 31 июля 2019 года выплата пенсии осуществлялась ОПО ЦФО УМВД России по Курской области, а с 1 августа 2019 года - в ЦПО ГУ МВД России по г. Москве. Денежная компенсация с 18 апреля 2019 года не назначалась и не выплачивалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 18 мая 2020 года по административному исковому заявлению Орлова Александра Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N - Бутова С.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.