Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей Богдашова Д.А. и Дзадзиева Д.А, с участием секретаря судебного заседания Ткаченко А.А, представителя административного истца Барамыкина А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-194/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Пчелинцева С.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 марта 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Митрошина Игоря Валентиновича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) об отказе в постановке внуков административного истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, а также объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Митрошин, проживая со своими несовершеннолетними внуками в служебной квартире, обратился в жилищный орган с заявлением о принятии их на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
25 декабря 2019 года ДЖО МО РФ было принято решение N Р-14183/2019 об отказе административному истцу в принятии его внуков на жилищный учёт, так как они не находятся у него на иждивении.
Полагая свои права нарушенными, Митрошин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО МО РФ от 25 декабря 2019 года N Р-14183/2019 об отказе в принятии его внуков Авакяна Минаса, 2017 года рождения, и Авакяна Марка, 2019 года рождения, на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии их на жилищный учёт в качестве членов семьи военнослужащего.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Митрошина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства, а также на нарушения судом норм материального права, указывает, что занимаемое Митрошиным служебное жилое помещение было предоставлено ему на состав семьи 4 человека (он, супруга, мать и дочь).
Отмечает, что Митрошиным не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт нахождения внуков, имеющих трудоспособных родителей, у него на иждивении.
Обращает внимание, что в соответствии со статьёй 80 СК РФ обязанность по содержанию несовершеннолетних детей возложена на их родителей. Отец Минаса и Марка родительских прав не лишен, подтверждение тому, что он уклоняется от оказания материальной помощи своим детям, в материалах дела отсутствует.
Считает, что сам по себе факт регистрации и проживания внуков в служебной квартире Митрошина и включения их в договор служебного найма не может служить достаточным доказательством их совместного проживания и нахождения на иждивении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
Государство гарантирует им обеспечение жилыми помещениями, в том числе и в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены статьей 51 ЖК РФ.
Пунктом 5 статьи 2 вышеуказанного Закона определено, что к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные в данном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
В пункте 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ закреплено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и служебные жилые помещения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В то же время Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания, кто относится к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения.
Из содержания подпункта "д" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что поскольку типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Как указано в пунктах 26 и 27 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14, с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. В то же время несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Из изложенного следует, что к членам семьи военнослужащего - нанимателя служебного жилого помещения относятся, в том числе и вселённые им в такое жилое помещение несовершеннолетние дети других членов его семьи.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии договора найма служебного жилого помещения от 30 августа 2012 года N 4/865 и светокопий финансового лицевого счёта, Митрошин с супругой, матерью, дочерью и двумя внуками проживает в служебной квартире по адресу: "адрес"
Светокопией выписки из домовой книги подтверждается, что административный истец с матерью, супругой, дочерью и внуками зарегистрирован по адресу воинской части.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что несовершеннолетние внуки Митрошина зарегистрированы с военнослужащим по адресу воинской части и по настоящее время постоянно проживают в служебном жилом помещении, нанимателем которого выступает административный истец, а, соответственно, являются членами его семьи, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 марта 2020 года по административному исковому заявлению Митрошина Игоря Валентиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Пчелинцева С.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подпись"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.