Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей Богдашова Д.А. и Дзадзиева Д.А, с участием секретаря судебного заседания Ткаченко А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-65/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 18 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N ефрейтора Скрипской Светланы Петровны об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Скрипская поступила на военную службу по контракту в феврале 1999 года и проходит её в г. Тейково Ивановской обл.
В период с августа 1978 года по март 2016 года административный истец была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 41.1 кв.м. по адресу: "адрес", которое в 1977 году было предоставлено её отцу за счёт средств Министерства обороны, а в 2014 году - приватизировано её матерью и дочерью.
Заочным решением Тейковского районного суда Ивановской области от 13 января 2016 года иск матери административного истца был удовлетворён, и Скрипская, как выехавшая из вышеуказанного жилого помещения в 2003 году, признана утратившей право пользования им, что являлось основанием для снятия её с регистрационного учёта.
Во исполнение решения суда Скрипская в марте 2016 года снялась с регистрационного учёта и в феврале 2019 года зарегистрировалась по адресу воинской части.
Достигнув общей продолжительности военной службы более 20 лет административный истец 16 декабря 2019 года обратилась на имя начальника отделения "Западрегионжилье" с заявлением о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в г. Ярославле.
Расценив вышеприведенные обстоятельства, как реализацию административным истцом своего права на обеспечение жильём за счёт государства, начальник отделения "Западрегионжилье" решением от 19 февраля 2020 года N 37-25/14/20 отказал Скрипской в принятии на жилищный учёт.
Полагая свои права нарушенными, Скрипская обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 19 февраля 2020 года N 37-25/14/20 об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии её на жилищный учёт.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Скрипской отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства, а также на неправильное применение норм материального права, указывает, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, о чем отражено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П.
Отмечает, что являлась членом семьи нанимателя жилого помещения - своей матери и, соответственно, имела право пользования нанимаемой ею квартирой лишь до 2003 года, то есть до дня выезда из жилого помещения.
Утверждает, что её выезд из данного жилья не носил характер умышленного ухудшения жилищных условий, поскольку имел целью создание семьи, а это не является злоупотреблением правом.
Считает, что судом ошибочно не были применены положения части 3 статьи 83 ЖК РФ, согласно которым в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Полагает, что суд необоснованно пришёл к выводу о прекращении ею права пользования жилим помещением со дня вступления в законную силу решения Тейковского районного суда Ивановской области от 13 января 2016 года, а не с момента её выезда из квартиры в 2003 году, так как такой момент установлен законом, в то время как районный суд его не определял.
Настаивает на том, что на протяжении более десяти лет общее хозяйство со своей матерью не ведут, общего бюджета и общих предметов быта не имеют, взаимную поддержку друг другу не оказывают.
Считает, что поскольку на день приватизации её матерью жилого помещения она уже не являлась членом семьи нанимателя, то и права пользования данной квартирой, предусмотренного статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", она не сохранила.
Утверждает, что до вынесения решения районным судом она не могла пользоваться квартирой матери, так как её вселение могло быть осуществлено лишь в порядке статьи 70 ЖК РФ, однако собственник на это разрешение не давал.
Отмечает, что после развода с мужем вернуться в квартиру матери не могла из-за плохих с ней отношений.
Обращает внимание, что не совершала действий по ухудшению жилищных условий, так как снялась с регистрационного учёта не сама, а по решению суда. В судебном же заседании районного суда она участие не принимала, поскольку была уверена, что сохраняет бессрочное право пользования квартирой. По совету адвоката обжаловать данное решение суда она не стала, потому что утратила право пользования квартирой ещё до её приватизации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 4, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В частях 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ закреплено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В силу частей 1, 2 и 4 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Статьёй 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
По смыслу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" факт вселения гражданина в жилое помещение подтверждается его регистрацией по месту жительства.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения. Граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении в качестве членов семьи его нанимателя (собственника) без каких-либо ограничений, вправе пользоваться таким жильем даже в случае их фактического проживания в ином месте.
В силу пункта 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Из содержания постановления Мэрии города Ярославля от 28 февраля 2005 года N 761 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма" следует, что учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку из службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем, согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В пункте 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ закреплено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе и в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет прийти к выводу, что действия граждан, связанные со снятием с регистрационного учета по месту жительства, влекущие утрату права пользования им, могут являться ухудшением жилищных условий и препятствовать их постановке на жилищный учёт как по месту прохождения военной службы, так и по избранному ими месту жительства.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела светокопии выписки из домовой книги, а также светокопии заочного решения Тейковского районного суда Ивановской обл. от 30 апреля 2014 года, Скрипская с момента рождения была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 41, 1 кв.м. по адресу: "адрес"
В апреле 2014 года исковое заявление матери административного истца, а также самого административного истца, действующей в интересах её дочери, было удовлетворено и за ними признано право собственности в порядке приватизации в равных долях (по ? доли в праве) на вышеуказанное жилое помещение.
Согласно светокопии заочного решения Тейковского районного суда Ивановской обл. от 13 января 2016 года Скрипская признана утратившей право пользования данной квартирой и подлежащей снятию с регистрационного учёта.
На день снятия административного истца с регистрационного учёта - 18 марта 2016 года - в квартире её матери было зарегистрировано два человека.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Скрипская, будучи членом семьи собственника, до 2016 года являлась обеспеченной по нормам жилищного законодательства постоянным жильем, находящимся по месту прохождения ею военной службы, а выехав из указанной квартиры, совершила действия, приведшие в 2016 году к ухудшению её жилищных условий, пятилетний срок со дня совершения которых еще не истёк, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у административного истца права находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и по избранному месту жительства, обоснованно отказав военнослужащему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Утверждение административного истца о том, что с 2003 года она проживала в других жилых помещениях, на законность решения жилищного органа не влияет, поскольку продолжая быть зарегистрированной в квартире матери, она в силу положений части 2 статьи 69 ЖК РФ, а потом статьи 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняла право пользования ею в полном объеме.
Что же касается вопросов нежелания Скрипской проживать совместно со своей матерью, то они являются беспредметными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 18 мая 2020 года по административному исковому заявлению Скрипской Светланы Петровны оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.