Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А, с участием помощника судьи Файзуллина Р.Х, административного истца Неделько А.А, а также представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Рулева С.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N подполковника Неделько Антона Александровича об оспаривании бездействия командира и жилищной комиссии войсковой части N, выраженного в необеспечении его жилым помещением, предоставляемым для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснение административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Неделько поступил на военную службу в августе 1995 года (курсант), с июля 2004 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N (г. Москва).
Во исполнение решения 94 гарнизонного военного суда от 14 января 2016 года административный истец решением жилищной комиссии войсковой части N от 28 ноября 2016 года, оформленным протоколом заседания N 58, был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в г. Москве с 26 июня 2015 года, на котором и состоит в настоящее время составом семьи 3 человека (он, сын и дочь), с нормой предоставления от 43, 27 до 52, 27 кв.м.
Поскольку в декабре 2019 года и в январе 2020 года жилищная комиссия воинской части распределила ряд квартир военнослужащим с более поздней датой принятия на жилищный учёт, Неделько обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения командира и жилищной комиссии войсковой части N от 16 декабря 2019 года и от 27 января 2020 года о распределении жилых помещений в г. Москве Сошенко А.И, Шакирову Р.А, Пимакину Д.С, Хохлову Р.А, Руденко Г.В, Семенову В.В, Красину М.Н. и Перфилову А.В, а также обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N:
-отменить принятые ими решения от 16 декабря 2019 года, оформленное протоколом заседания N 50, и от 27 января 2020 года, оформленное протоколом заседания N 3, в части предоставления жилых помещений Сошенко А.И, Шакирову Р.А, Пимакину Д.С, Хохлову Р.А, Руденко Г.В, Семенову В.В, Красину М.Н. и Перфилову А.В.;
-признать недействительными договоры передачи указанным гражданам распределённых жилых помещений в собственность бесплатно;
-принять решение о выселении данных граждан с членами семей из предоставленных им квартир;
-принять решение о предоставлении ему с членами семьи жилого помещения в собственность.
Кроме того, административный истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оплатой почтовых расходов в размере 310 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Неделько отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указывает, что суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии у жилищных органов обязанности распределять очередникам жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, не учёл обязанность командования и жилищной комиссии военного ведомства принимать меры по приобретению жилых помещений, исходя из нуждаемости военнослужащих, состоящих на соответствующем жилищном учёте, ведь только в таком случае не будет нарушаться принцип предоставления жилых помещений в порядке очередности.
Утверждает, что должностные лица воинской части, ответственные за решение жилищно-бытовых вопросов военнослужащих, на протяжении последних нескольких лет не принимали каких-либо мер к получению им жилого помещения.
Считает, что он, как проживающий в г. Москве и изъявивший желание получить жильё в этом же населённом пункте, подлежит обеспечению таковым на основании Закона города Москвы от 14 июля 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон г. Москвы N 29).
Отмечает, что в отличие от других военнослужащих, жилищная комиссия не распределяет ему жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления. Данные обстоятельства делают невозможным реализацию его жилищных прав в порядке очерёдности.
Обращает внимание, что суд имел возможность привлечь к участию в деле в качестве соответчиков вышестоящий довольствующий орган, а также возложить на командира и жилищную комиссию воинской части обязанность предоставить ему жилье.
Полагает, что очередники войсковой части N, подлежавшие выселению из предоставленных им квартир на основании его требований, также должны были быть привлечены судом к участию в деле в качестве административных ответчиков.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами первым, четвертым и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15.1 данного Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Пунктом 7 статьи 57 ЖК РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В силу абзаца четвертого пункта 16 статьи 15 Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Из изложенного следует, что распределение военнослужащим жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную Законом, является правом жилищного органа, а не его обязанностью.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии списка военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, по войсковой части N, Неделько стоит в очереди нуждающихся под порядковым номером 3 и подлежит обеспечению жильем на состав семьи из трёх человек в дополнение к имеющимся у него в собственности 10, 73 кв.м. общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах административный истец указанным составом семьи вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением общей площадью от 43, 27 до 52, 27 кв.м.
Светокопиями сообщений заместителя начальника Управления капитального строительства, направленных в 2019 году в адрес председателя жилищной комиссии войсковой части N, подтверждается, что воинской части для распределения очередникам было выделено 8 квартир в г. Москве, минимальный размер общей площадью которых составлял 59, 8 кв.м.
Согласно выпискам из протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части 35690 от 16 декабря 2019 года N 50 и от 27 января 2020 года N 3, данные жилые помещения были распределены военнослужащим воинской части, находящимся в списке нуждающихся после административного истца: Сошенко А.И, Шакирову Р.А, Пимакину Д.С, Хохлову Р.А, Руденко Г.В, Семенову В.В, Красину М.Н. и Перфилову А.В..
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что у жилищной комиссии имеется обязанность распределить в порядке очередности жилое помещение очереднику лишь по норме, установленной законом, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемых решений, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалоб об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Что же касается ссылки административного истца на положения статьи 20 Закона г. Москвы N 29, то она является несостоятельной, так как в силу пункта 5 статьи 7 этого же закона на военнослужащих, претендующих на обеспечение жильем от военного ведомства, а не от органов местного самоуправления, указанная норма не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 года по административному исковому заявлению Неделько Антона Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.