Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А, с участием помощника судьи Безносюк М.С, административного истца Кубышкиной О.В. и её представителя Фогель Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-37/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Западрегионжилье") Ивановой А.Ю. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 14 мая 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика в отставке Кубышкиной Ольги Владимировны об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") об отказе в постановке дочери и внучки административного истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, а также объяснения административного истца и её представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кубышкина, проживая со своей дочерью и несовершеннолетней внучкой в служебной квартире, 25 ноября 2019 года обратилась в жилищный орган с заявлением о принятии последних на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
28 января 2020 года начальником отделения "Западрегионжилье" было принято решение N 37-25/13/20 об отказе административному истцу в принятии его дочери и внучки на жилищный учёт, так как они в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не относятся к членам семьи военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Кубышкина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 28 января 2020 года N 37-25/13/20 об отказе в принятии её дочери Кубышкиной М.С. и внучки Карабановой А.Е. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии их на жилищный учёт в качестве членов её семьи.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Кубышкиной удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель "Западрегионжилье", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения действующего законодательства, указывает, что совершеннолетняя дочь и внучка Кубышкиной в силу положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" членами её семьи не являются, на её иждивении не находятся.
Обращает внимание, что дочь административного истца в период с февраля 2018 года по февраль 2019 года осуществляла трудовую деятельность на должности заместителя директора магазина "Мебель", расположенного в г. Можайске Московской обл, а, следовательно, со своей матерью не проживала.
Отмечает, что Кубышкиной не представлено доказательств отсутствия у её дочери и внучки иного источника дохода, кроме как предоставляемого административным истцом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
Государство гарантирует им обеспечение жилыми помещениями, в том числе и в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены статьей 51 ЖК РФ.
Пунктом 5 статьи 2 вышеуказанного Закона определено, что к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные в данном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
В пункте 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ закреплено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и служебные жилые помещения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В то же время Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания, кто относится к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения.
Из содержания подпункта "д" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что поскольку типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Как указано в пунктах 26 и 27 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14, с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. В то же время несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Из изложенного следует, что к членам семьи военнослужащего - нанимателя служебного жилого помещения относятся, в том числе совместно проживающие с ним дети, а также вселённые им в такое жилое помещение несовершеннолетние дети других членов его семьи. Сам по себе факт достижения его детьми совершеннолетнего возраста не является основанием для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях либо отказа в принятии на жилищный учёт. Временное же их отсутствие по месту жительства не влечёт за собой изменения их прав, как членов семьи.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии выписки из решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 19 декабря 2018 года N 37-24/105/18, Кубышкина составом семьи 2 человека (она и супруг) принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Москве.
Светокопиями договора найма служебного жилого помещения от 16 октября 2007 N 254, дополнительного соглашения к нему от 20 марта 2017 года N 2, выписки из домовой книги и финансового лицевого счёта подтверждается, что Кубышкина с супругом, дочерью и внучкой зарегистрирована и проживает в служебной квартире по адресу: "адрес"
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что дочь и несовершеннолетняя внучка Кубышкиной были зарегистрированы с административным истцом и вселены в качестве членов её семьи в занимаемое ею по договору найма служебное жилое помещение, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 14 мая 2020 года по административному исковому заявлению Кубышкиной Ольги Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Ивановой А.Ю. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подпись"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.