Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей Манохина В.В. и Дзадзиева Д.А, при секретаре судебного заседания Акулиничева Г.В, с участием представителя административного истца Катаевой Н.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-218/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Пчелинцева С.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N полковника запаса Каргина Николая Илларионовича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, а также объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Каргин поступил на военную службу в октябре 1980 года и с апреля 2003 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 25953 (г. Москва), где тогда же был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 февраля 2009 года N 131 Каргин досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части N от 5 марта 2009 года N 39 исключен из списков личного состава воинской части.
24 июля 2014 года ДЖО МО РФ распределило Каргину на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын 1987 года рождения) жилое помещение общей площадью 72, 5 кв.м по адресу: "адрес", но решением от 26 ноября 2019 года в его предоставлении административному истцу отказало, сняв последнего с жилищного учёта.
Основанием для принятия жилищным органом такого решения послужило то, что Каргину принадлежала на праве собственности с 21 июня 2006 года ? доли, а с 28 декабря 2010 года все жилое помещение общей площадью 45, 9 кв.м. в г. Новокуйбышевске Самарской обл, которое в июле 2011 года было им продано. Супруге административного истца в период с 27 декабря 2005 года по 10 октября 2006 года принадлежало жилое помещение общей площадью 84, 7 кв.м. в г. Рязани.
Полагая свои права нарушенными, Каргин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение ДЖО МО РФ от 26 ноября 2019 года N Р-13903/2019 об отказе в предоставлении ему распределённого жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Каргина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что основание для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях (необеспеченность таковыми) с введением в действие ЖК РФ не изменилось.
Обращает внимание, что административному истцу в период с 21 августа 2006 года по 4 июля 2011 года принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 45, 9 кв.м, а его супруге с 27 декабря 2005 года по 10 октября 2006 года - жилое помещение общей площадью 85, 4 кв.м, в связи с чем они утратили право находиться на жилищном учёте. На день исключения Каргина из списков личного состава воинской части пятилетний срок со дня совершения его супругой действий по ухудшению жилищных условий не истёк.
Утверждает, что административный истец не предоставлял в жилищные органы сведения о приобретении им и его супругой жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В пункте 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ закреплено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьёй 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно части 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведенных норм ЖК РФ следует, что законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Каргин проходил военную службу с 1980 года, с 2003 года являлся военнослужащим войсковой части N. 7 февраля 2009 года административный истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. В качестве членов семьи указаны: супруга - Каргина О.В. и сын Дмитрий, 1987 г.р.
Выпиской из домовой книги войсковой части 25953 подтверждается, что административный истец и члены его семьи с 19 августа 2003 года зарегистрированы по адресу указанной воинской части.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, супруге административного истца на основании договора об участии в инвестировании строительства жилого дома от 29 декабря 2003 года N Рад-41-1/3-6-49 с 27 декабря 2005 года по 10 октября 2006 года принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 85, 4 кв.м по адресу: "адрес". 21 августа 2006 года в связи со смертью отца в порядке наследования административный истец приобрел право на ? долю в общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 45, 9 кв.м по адресу: "адрес". После смерти матери административный истец также в порядке наследования с 28 декабря 2010 года стал собственником указанной квартиры целиком. 22 июня 2011 года данное жилое помещение продано административным истцом (договор купли-продажи зарегистрирован 4 июля 2011 года).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Каргин непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях с 7 апреля 2003 года, сведений о наличии у него и его супруги в собственности в приведенные выше периоды жилых помещений не скрывал, на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения он являлся гражданином, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более десяти лет, не имеющим, как и члены его семьи, права пользования жилыми помещениями для постоянного проживания, а установленный пятилетний срок со дня отчуждения им и его супругой жилых помещений истёк, то вопреки доводом жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2019 года N 201-КА19-12.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2020 года по административному исковому заявлению Каргина Николая Илларионовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Пчелинцева С.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.