Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Ярмонова Р.В. и Дзадзиева Д.А, при секретаре Ткаченко А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-76/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика - начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 3 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего 848 авиационной ремонтной мастерской старшего прапорщика Абрамова Василия Васильевича об оспаривании решения отделения "Западрегионжилье" об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Абрамов поступил на военную службу в ноябре 1999 года, и с мая 2001 года проходит её в 848 авиационной ремонтной мастерской, дислоцировавшейся до 30 апреля 2014 года в г. Великий Новгород, а с 1 мая того же года - в г. Иваново.
Достигнув общей продолжительности военной службы более 20 лет, 3 декабря 2019 года административный истец обратился в отделение "Западрегионжилье" с заявлением о принятии его составом семьи 3 человека (он, супруга и сын 2007 года рождения) на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
Расценив факт снятия Абрамова и его супруги в 2019 году с регистрационного учета в жилых помещениях г. Великий Новгород, предоставленных по договорам социального найма их родителями, и последующую регистрацию по адресу воинской части в г. Иваново, как ухудшение жилищных условий, 22 января 2020 года жилищным органом принято решение об отказе административному истцу в принятии его с членами семьи на жилищный учёт.
Полагая свои права нарушенным, Абрамов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 22 января 2020 года об отказе в принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии их на жилищный учёт.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Абрамова удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального права, указывает, что Абрамов с членами семьи до 2019 года были зарегистрированы, как члены семей нанимателей в жилых помещениях г. Великий Новгород, где на каждого из них на день снятия с регистрационного учета приходилось более 10 кв.м общей площади жилого помещения, что более учётной нормы, установленной в избранном административным истцом месте жительства (г. Санкт-Петербург). В этой связи они являлись обеспеченными жилыми помещениями по нормам, установленным действующим законодательством.
Считает, что Абрамов с членами семьи, снявшись с регистрационного учёта по месту жительства и зарегистрировавшись по адресу воинской части, совершили действия, направленные на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а, следовательно, в силу статьи 53 ЖК РФ принятию на такой учёт в течение следующих пяти лет не подлежат.
Полагает, что вывод суда о вынужденном характере снятия Абрамова с членами семьи в 2019 году с жилищного учёта является ошибочным, поскольку административный истец проходит военную службу в г. Иваново с 2014 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Статье 53 ЖК РФ определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан встать на регистрационный учёт по новому месту жительства.
В силу положений части 3 статьи 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что снятие военнослужащего и членов его семьи с регистрационного учёта по месту жительства в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, в связи с переводом такого военнослужащего к новому месту службы в иной населённый пункт, не может быть расценено, как действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, Абрамов с 4 апреля 2003 года, а его сын с 13 июля 2007 года по 18 июня 2019 года были зарегистрированы в качестве членов семьи нанимателя в жилом помещении, общей площадью 51 кв.м, по адресу: "адрес", предоставленном в 1982 году матери административного истца. Супруга административного истца в период с 16 мая 1990 года по 29 июля 2019 года была зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 60, 1 кв.м, по адресу: г "адрес" нанимателем которой являлся её отчим.
Согласно справке 848 авиационной ремонтной мастерской Абрамов с сыном с 18 июня 2019 года, а супруга административного истца с 29 июля 2019 года зарегистрированы по адресу воинской части в г. Иваново.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что выезд Абрамова и членов его семьи из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в связи с убытием административного истца к новому месту службы в другой населённый пункт нельзя отнести к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий, то, вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы автора жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Что же касается доводов жалобы о переводе административного истца в г. Иваново в 2014 году, тогда как снялся военнослужащий с регистрационного учёта лишь в 2019 года, то он является несостоятельным, так как действующее законодательство не предусматривает какие-либо сроки для переезда военнослужащего к новому месту слжбы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 3 июня 2020 года по административному исковому заявлению Абрамова Василия Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориальное, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.