Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Вологдиной Т.И, судей Петровой А.В, Мелешко Н.В, при секретаре Федотовой У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зиннатуллиной Ильмиры Аскаровны на решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года по гражданскому делу N 21271/2020 по иску Зиннатуллиной Ильмиры Аскаровны к ООО "Деловые линии", АО "Группа Ренессанс Страхование" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И, объяснения представителя ООО "Деловые линии", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Зиннатуллина И.А. обратилась в суд с иском к ООО "Деловые линии", о защите прав потребителя, в котором просила взыскать с ООО "Деловые линии" материальный ущерб в размере 130 900 руб, компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб, расходы на представителя в сумме 20000 руб, расходы на перевозку в сумме 16932 руб, штраф.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Группа Ренессанс Страхование", самостоятельных требований к которому истицей заявлено не было.
В обоснование требований истица ссылалась на то, что 24 мая 2019 года в ООО "Интерьер1" приобрела мебель по договору купли-продажи, перевозка которой осуществлялась транспортной компанией ООО "Деловые линии". Согласно накладной N 19-02871129978 от 31 мая 2019 года отправитель передал для отправки получателю мебель, в том числе тумбочку под телевизор, стоимость доставки была определена в 168 932 руб, стоимость тумбочки составляла 130 900 руб.
При получении груза истица обнаружила его повреждение, 25 июля 2019 года направила в адрес ООО "Деловые линии" претензию с требованием возместить причиненный ущерб, которая не была удовлетворена.
Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года в иске отказано в полном объеме.
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии, истица, извещенная о времени и месте судебного разбирательства не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося участника процесса, не находит оснований для отмены вынесенного решения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Деловые линии" был перевезен груз от грузоотправителя "... " для доставки грузополучателю Зиннатуллиной И.А. из Балашихи в город Альметьевск, согласно информации о грузе: сборный груз в количестве 9 мест, 280, объявленной стоимостью 14000 руб, груз передан к отправке без сопроводительных документов (л.д. 109, 110).
05 июня 2019 года груз был выдан Зиннатуллиной И.А. без каких-либо замечаний, отметок повреждении груза не имеется, коммерческих актов о повреждении груза не составлялось, что подтверждается подписью истицы в приемной накладной N 19-02871129978 от 31 мая 2019 года, приемная накладная свидетельствует о заключении договора транспортной экспедиции по организации доставки груза в количестве грузомест.
В соответствии с п. 1.2 генерального договора N 002 PIC-287662/2016 от 01 февраля 2018 года между ООО "Деловые линии" и ООО "Группа Ренессанс Страхование" предусмотрено, что страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе (грузе) в пределах согласованной сторонами суммы (страховой выплаты) (л.д. 54-61).
Согласно индивидуальному страховому полису страховая сумма составляет 1 000 000 руб. (л.д.62)
Как следует из предусмотренных в накладной условий перевозки, ее подписание является безусловным акцептом на размещенную экспедитором в открытом доступе для неограниченного круга лиц на официальном интернет-сайте www.dellin.ru оферту (договор транспортной экспедиции) на оказание услуг по организации доставки грузов и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты путем присоединения к условиям договора транспортной экспедиции.
При выдаче груза получателю коммерческий акт, подтверждающий повреждение груза, не составлялся.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности при правильном применении положений ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь действующим гражданским законодательством о грузоперевозках и транспортно-экспедиционной деятельности, учитывая, что истцом не представлены доказательства причинения убытков противоправными действиями (бездействием) ответчика, ни по размеру, суд пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме, с которым судебная коллегия соглашается.
Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и Федерального закона Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу положений ст. 803 ГК РФ и ст. ст. 6, 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу экспедитор несет перед клиентом ответственность по основаниям и в размере, устанавливаемым в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, урегулированы специальными законами.
В частности, согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В силу ст. ст. 6, 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба, определяемого в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков.
Предметом доказывания по настоящему делу является также факт передачи грузоперевозчику груза определенного рода (вида) и его стоимости.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее по тексту - Устав автомобильного транспорта) при обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке. Если при этом будет обнаружено повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактического повреждения (порчи) груза (пункт 14). Статьей 38 Устава автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в ч. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта, устанавливается правилами перевозок грузов.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Таким образом, законодатель исключает обязанность перевозчика по доказыванию отсутствия своей вины в повреждении груза, доставленного в надлежащем состоянии упаковки.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из имеющихся материалов следует, что истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих о составлении акта при выдаче груза, либо доказательств уклонения ответчика от составления акта и оформления данного документа грузополучателем в одностороннем порядке, не зафиксировано претензий со стороны истца к качеству оказанных услуг по перевозке груза и в накладной о выдаче груза, груз принят без замечаний, при получении груза истица претензий к перевозчику не имела, что подтверждается ее подписью в накладной; отсутствуют также и доказательства уведомления истцом экспедитора в письменной форме о повреждении (порче) груза.
Истицей не представлено доказательств размера ущерба, поскольку согласно материалам дела ООО "Деловые линии" осуществлялась доставка груза в количестве 9 мест, объявленной стоимостью 14 000 руб, груз по указанной накладной был принят экспедитором от грузоотправителя по количественным характеристикам без досмотра внутреннего содержимого, что соответствует условиям договора транспортной экспедиции, изложенными в приемной накладной.
Ссылки истца на заключенный с ООО "Интерьер-1" договор купли- продажи мебели, суд признал несостоятельным, поскольку в момент передачи груза отправителю данный договор представлен не был, содержимое грузомест, перевозимых ООО "Деловые линии", определено не было, отправителем груза выступало физическое лицо.
Содержание апелляционной жалобы и материалы дела вышеизложенных выводов суда не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Фактически доводы жалобы сводятся к изложению доводов, приведенных истицей в суде первой инстанции, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка.
Руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.