Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Цыганковой В.А.
судей
Мирошниковой Е.Н, Нюхтилиной А.В.
при помощнике судьи
"... "
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2020 года апелляционную жалобу Никифорова Вадима Рудольфовича на решение Приморского районного суда Санкт - Петербурга от 02 июня 2020 года по иску Никифорова Вадима Рудольфовича к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А, выслушав объяснения Никифорова В.Р, его представителя Гавриленко Е.В, представителя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Воронкина И.Б, представителя СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" Собко О.П, судебная коллегия Санкт - Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Никифоров В.Р. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества", направленные на демонтаж гаражей, расположенных в АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, ул. "адрес", обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга и СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" прекратить незаконные действия, направленные на демонтаж гаражей, расположенных в АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В обоснование требований указывал на то, что он является собственником гаражей N 202, N 694, N 907, расположенных на территории АНО КАС Петроградец-4 по адресу: Санкт-Петербург, ул. "адрес", что подтверждается удостоверениями на гараж. 22.11.2019 г..на территорию АНО КАС Петроградец-4 проникла группа неустановленных лиц, которые стали расклеивать на двери гаражей уведомления от имени Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, согласно которому предлагалось освободить незаконно занимаемый земельный участок, принадлежащий Санкт-Петербургу, в противном случае СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" будет осуществлено освобождение земельного участка от чужого имущества. По состоянию на 25.11.2019 г..указанное уведомление на сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга отсутствовало. 02.12.2019 г..в 10 часов 00 минут на территорию АНО КАС Петроградец-4 проникли неустановленные лица, начали срезать ворота с гаражей. Данные лица отказались предъявлять как свои документы, так и документы, на основании которых производили демонтаж гаражных ворот. Был предъявлен только приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 12149-по от 29.11.2019 г, согласно которому необходимо провести обследование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес". Никаких полномочий по демонтажу гаражных ворот указанный документ не предоставлял. Ранее никаких уведомлений в его адрес не поступало. Считает, что действия ответчиков являются незаконными, так как отсутствуют какие-либо документы, согласно которым гаражи, расположенные на территории АНО КАС Петроградец-4, подлежат сносу. Также отсутствуют разрешительные документы, в соответствии с которыми работники СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" производили демонтаж гаражных ворот.
Оспариваемые действия повлекли нарушение его права на неприкосновенность частной собственности в виде гаража, невозможность его дальнейшего использования, а также разрушение.
Решением Приморского районного суда Санкт - Петербурга от 02 июня 2020 года в удовлетворении требований, заявленных Никифоровым В.Р, отказано.
В апелляционной жалобе Никифоров В.Р. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебное заседание третье лицо - Комитет имущественных отношений не явился о дне и времени рассмотрения дела извещен судом по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Никифорову В.Р. принадлежат: гараж N N.., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", что подтверждается удостоверением на гараж, выданным СПб ГУП "ГУИОН" 01.03.2019 г. ; гараж N 694, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", что подтверждается удостоверением на гараж, выданным СПб ГУП "ГУИОН" 28.02.2019 г.; гараж N N.., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", что подтверждается удостоверением на гараж, выданным СПб ГУП "ГУИОН" 11.03.2019 г.
16.09.2009 г. года между КУГИ Правительства Санкт-Петербурга и Приморской общественной организацией Санкт-Петербурга Всероссийского общества автомобилистов был заключен Договор N 17/ЗК-05142 аренды земельного участка зона 8, кадастровый номер N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"), площадью 34854 кв.м, со сроком действия до 06.06.2010 года.
Пунктом 6.1 Договора предусмотрена возможность его пролонгации.
Согласно п. 1.2 Договора участок предоставляется для использования под гаражно-боксовую автостоянку; арендатор не вправе без согласия арендодателя возводить на участке здания, сооружения и иные объекты недвижимого имущества (п. 2.3 Договора).
16.09.2010 года вышеуказанный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
25.07.2010 года КУГИ Санкт-Петербурга в адрес Приморской ОО СПб Всероссийского общества автомобилистов направлено уведомление о прекращении договора аренды N 17/ЗК-05142 и освобождении земельного участка в срок до 01.10.2010 года. Факт направления и получения данного документа арендатором подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
22.11.2019 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, на основании приказа Комитета от 21.11.2019 года N 11883-по (л.д. 37), проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес", что подтверждается актом обследования земельного участка от 22.11.2019 г.
В результате обследования установлено, что южнее дома по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес" расположена частично огороженная территория, площадью 35 464 кв.м, используемая для размещения коллективной гаражно-боксовой автостоянки.
Территорию занимает земельный участок площадью 34 854 кв.м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедших государственный кадастровый учет, не обремененных договорными отношениями.
Часть территории площадью 34 854 кв.м расположена в границах исторического земельного участка с кадастровым номером N... по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Кадастровый учет участка аннулирован 09.02.2011 г.
В отношении участка ранее был заключен договор аренды земельного участка N 17/ЗК-05142 от 16.09.2009 г. с Приморской общественной организацией Санкт-Петербурга Всероссийского общества автомобилистов под гаражно-боксовую стоянку, который расторгнут 10.11.2010 г.
Таким образом, в результате обследования Комитетом выявлены нарушения земельного законодательства и законодательства в сфере благоустройства: в части самовольного занятия земельного участка, самовольного размещения гаражных боксов.
На КАС размещено уведомление о добровольном освобождении земельного участка.
Согласно уведомлению от 22.11.2019 г, адресованному землепользователю, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга выявлены признаки нарушений земельного законодательства в части использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, (государственная собственность на который не разграничена), что является нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Комитетом предложено в срок до 01 декабря 2019 года освободить незаконно занимаемый земельный участок и сообщить об этом в Комитет в указанный срок.
В случае неисполнения настоящего уведомления СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" будет осуществлено освобождение участка от лиц, незаконно находящихся на участке, и их имущества в принудительном порядке.
Дополнительно указано, что расходы, связанные с освобождением участка от имущества, незаконно расположенного на участке (включая демонтаж, вывоз и хранение имущества на складе), подлежат возмещению в порядке регресса в соответствии с действующим законодательством (л.д. 49).
28.11.2019 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в адрес СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" направлена заявка на обеспечение освобождения земельного участка, государственная собственность в отношении которого не разграничена, не прошедшего государственный кадастровый учет, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес", площадью 35 464 кв.м, от имущества третьих лиц, незаконно находящегося на участке.
В соответствии с положениями ст. ст. 301, 304 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. В силу ст. 622 Гражданского кодекса РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно положениям ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан, юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.2, 3.18 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 207 от 23.03.2016 года "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах, осуществляет мониторинг использования объектов нежилого фонда, а также земельных участков, для этих целей проводит обследования объектов мониторинга, сбор и систематизацию сведений о целевом использовании таких объектов, об их пользователях, о соблюдении установленных действующим законодательством требований безопасности при их использовании для подготовки информации Губернатору Санкт-Петербурга, осуществляет распоряжение расположенными на территории Санкт-Петербурга земельными участками в части осуществления действий по освобождению земельных участков от движимого имущества лиц, незаконно использующих земельные участки.
05.09.2017 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издано распоряжение N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 данного Порядка основаниями организации работы в целях проведения обследования являются: поручения Губернатора Санкт-Петербурга и вице-губернаторов Санкт-Петербурга; обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц и граждан, публикации в средствах массовой информации, в том числе указывающие на нарушения в области использования объектов недвижимости; поступившие в Комитет обращения от организаций и должностных лиц, получивших уведомление об устранении выявленных нарушений, для проведения повторного обследования; предложения структурных подразделений Комитета, содержащие информацию о нарушениях в области использования объектов недвижимости. Решение о проведении обследования принимается председателем Комитета, первым заместителем (заместителем) председателя Комитета в форме приказа о проведении обследования объекта недвижимости
Суд первой инстанции обоснованно исходя из изложенного пришел к выводу о том, что приказ Комитета N 11883-по от 21.11.2019 года о проведении обследования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес", издан Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных Комитету полномочий.
Согласно п. 4.1 указанного выше Порядка по результатам обследования должностными лицами Комитета, проводившими обследование объекта недвижимости, составляется акт обследования объекта нежилого фонда или акт обследования земельного участка по формам, утвержденным приказом Комитета от 14.09.2018 г. N 148-п "Об утверждении форм Актов обследования и о признании утратившим силу приказа от 06.07.2017 г. N 14-п".
Суд первой инстанции установил, что 22.11.2019 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес", составлен соответствующий акт с использованием фотофиксации, что также соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 3.9 указанного выше Порядка при выявлении в ходе проведения обследований признаков нарушения земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов или установления факта использования объекта нежилого фонда в отсутствие правовых оснований, должностные лица Комитета, проводившие обследование, готовят уведомление о добровольном освобождении лицу, незаконно использующему объект недвижимости, по форме, установленной распоряжением Комитета от 20.09.2017 г. N 17-р "Об утверждении Порядка работы по пресечению незаконного использования объектов нежилого фонда, земель и земельных участков", и размещают его на объекте недвижимости либо вручают руководителю или уполномоченному представителю правообладателя (пользователя) объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что действия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга по размещению на территории земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома "адрес", уведомления о необходимости освободить незаконно занимаемый земельный участок соответствуют положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов.
Одновременно с этим, суд, руководствуясь положениями Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 11-р от 05.09.2017 г, пришел к правильному выводу о том, что принятие какого-либо решения в виде отдельного документа об освобождении незаконо используемого объекта недвижимости в данном случае не предусмотрено.
Уведомление от 22.11.2019 г. непосредственно не порождает правовых последствий для Никифорова В.Р, поскольку оно лишь информирует землепользователя о незаконности использования им земельного участка, содержит предложение о добровольном освобождении земельного участка, разъясняет последствия неосвобождения земельного участка в добровольном порядке.
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" создано от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 87 от 28.01.2011 г.
В соответствии с п. 2.2.8 Устава Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" одной из целей создания Учреждения является осуществление контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда).
Согласно п. 2.3.13 Устава для достижения целей создания Учреждения оно осуществляет, в том числе, проведение мероприятий, связанных с осуществлением действий по освобождению земельных участков от движимого имущества лиц, незаконно использующих земельные участки (л.д. 70-79).
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд пришел к верному выводу о том, что действия по демонтажу гаража осуществлены СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных Центру полномочий.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что прекращение договора аренды земельного участка N 17/ЗК-05142 от 16.09.2009 г. дает основание его собственнику требовать освобождения земельного участка от незаконного находящегося на нем имущества, а также совершать действия, направленные на пресечение соответствующих нарушений. Оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба Никифорова В.Р. не содержит, а, следовательно, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.