САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. N: 33-17293/2020 Судья: Яковлева М.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт - Петербург "27" августа 2020 года
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего
Цыганковой В.А.
при секретаре
"... "
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Парамонова Е.В. на определение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2019 года о возвращении искового заявления
УСТАНОВИЛ:
Парамонов Е.В. обратился в суд с иском к следователю ГСУ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гудзь А.А, ГСУ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о компенсации морального вреда.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.09.2019 исковое заявление Парамонова Е.В. оставлено без движения в связи с не соответствием требованиям ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие его имущественное и материальное положение в обоснование ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты государственной пошлины, либо документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.11.2019 исковое заявление возвращено.
В частной жалобе Парамонов Е.В. просит определение суда от 22.11.2019 отменить.
На основании положений ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы частной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьями 131, 132 ГПК РФ предусмотрены форма и содержание искового заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к исковому заявлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Часть 2 ст. 136 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложениями к нему.
Возвращая исковое заявление, районный суд указал, что, поскольку указания судьи, содержащиеся в определении об оставлении искового заявления без движения, заявителем в установленный срок не выполнены, то исковое заявление подлежит возвращению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Оставляя исковое заявление без движения, судья исходил из того, что в нарушение требований ст. 132 ГПК РФ Парамонов Е.В. не представил документ, подтверждающий оплату госпошлины, а оснований для предоставления отсрочки для такой оплаты не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств тяжелого имущественного положения, не позволяющего ему оплатить государственную пошлину.
В силу ст. 90 ГПК РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
Согласно п. 2 названной статьи отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 указанной статьи заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;
перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 333.20 НК РФ Верховному Суду Российской Федерации, судам общей юрисдикции или мировым судьям, исходя из имущественного положения плательщика, предоставлено право освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 333.41 НК РФ предусмотрено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
Из приведенных выше норм следует, что предоставление отсрочки по уплате государственной пошлины является правом суда и допускается с учетом финансового положения заявителя, которое должно быть подтверждено надлежащими документами, при наличии которых суд может сделать вывод, что в силу финансового положения заявитель действительно не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.
Отказывая Парамонову Е.В. в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований и доказательств, бесспорно подтверждающих затруднительное финансовое положение истца и отсутствие возможности уплатить государственную пошлину.
Указанные выводы суда следует признать правильными, постановленными с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств, а также при правильном применении норм действующего законодательства, поскольку Парамонов Е.В. при подаче ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины не представил доказательств тяжелого имущественного положения, свидетельствующего об отсутствии реальной возможности уплатить сумму государственной пошлины в предусмотренном законом размере.
К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны); подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.
Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.
При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.
Вопреки доводам частной жалобы, как усматривается из представленных материалов, Парамоновым Е.В. не были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у истца денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.
Доводы частной жалобы о том, что с 25 сентября 2013 года Парамонов Е.В. находился под арестом по решению суда, в период с 25 апреля 2014 года по 29 мая 2019 года находился под стражей, после чего содержание под стражей было заменено на меру пресечения в виде домашнего ареста, в связи с чем он с 2013 года не трудоустроен, не могут быть признаны состоятельными, поскольку доказательства, подтверждающие указанные сведения, суду не предоставлены.
Вопреки доводам частной жалобы само по себе введение в отношении Парамонова Е.В. процедуры банкротства определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2018, с достаточной достоверностью не свидетельствует о том, что имущественное положение истца в целом не позволяет ему уплатить государственную пошлину.
Учитывая, что в соответствии с действующим процессуальным законодательством, суд не наделен полномочиями по сбору по собственной инициативе доказательств, указание в частной жалобе на то обстоятельство, что на официальном сайте УФССП России по Санкт-Петербургу имеются сведения о возбуждении в отношении истца исполнительных производств на общую сумму более 2 000 000 000 руб, не может быть принято во внимание и служить основанием для отмены обжалуемого определения. При этом суд учитывает, что наличие исполнительных производств в отношении истца не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение.
Приложенная к частной жалобе справка финансового управляющего Парамонова Е.В. - Федорова М.Ю, датированная 13 апреля 2020 года, не может являться допустимым доказательством тяжелого имущественного положения истца, поскольку содержащиеся в ней сведения не подтверждены доказательствами.
При таком положении постановленное судом определение является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Парамонова Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.